• О ПРОЕКТЕ

4 декабря в новейшей истории Европейского союза произошло знаковое событие. За пост президента одного из государств-столпов евроинтеграции – Австрии – боролся Норберт Хофер – кандидат от Австрийской партии свободы (АПС), которую в леволиберальной прессе  характеризуют не иначе, как националистическую.

По официальным данным Хофер выборы проиграл, получив чуть более 48 % процента голосов, его оппонент — бывший лидер Партии зеленых Александер Ван дер Беллен набрал 51 %. Формально Хофер проиграл, однако, сам факт того, что во втором туре президентских выборов в европейской стране политик с откровенно евроскептическими, антииммигрантскими и русофильскими взглядами набирает половину голосов избирателей, не может не радовать. Неважно, что Хофер проиграл. Несколько лет назад само выдвижение такого кандидата считалось немыслимым. Теперь все табу сняты и можно с удвоенной силой бороться за будущее. У Австрийской партии свободы всё еще впереди. Она как птица Феникс постоянно воскресает после поражений.

Austrian far right Freedom Party presidential candidate Norbert Hofer (R) and party leader Heinz-Christian Strache wave with Austrian flags during the final election rally in Vienna, Austria, April 22, 2016. Picture taken April 22, 2016. REUTERS/Leonhard Foeger

Выборы в Австрии могут стать только началом лавинообразного процесса смены существующих государственно-политических элит в государствах-членах Европейского союза. В 2017 году всеобщие выборы пройдут в трех ключевых странах ЕС – Нидерландах, Франции и Германии. В настоящее время во всех этих странах растет рейтинг «евроскептиков», антиглобалистов и национально-патриотических сил.

В частности, если бы парламентские выборы в Нидерландах состоялись не в марте 2017 года, а сегодня, то победу на них, скорее всего, одержала бы местная Партия свободы Геерта Вилдерса. Последние опросы отдают ей от 26% до 30% голосов (на выборах 2012 года она получила 15%).

2

На президентских выборах во Франции (апрель 2017 года) первый тур, скорее всего, выиграет кандидат от «Национального фронта» Марин Ле Пен (28%). А главным ее соперником во втором туре голосования, очевидно, станет нынешний лидер правоцентристов, бывший премьер-министр страны при президенте Николя Саркози Франсуа Фийон, также выступающий за пересмотр политики страны и всего ЕС применительно к России и проблемам международной безопасности и уже успевший одержать убедительную победу на праймериз французских консерваторов. Что же касается Германии, где парламентские выборы должны пройти в августе-октябре 2017 года, то и там, несмотря на сохраняющееся лидерство Христианско-демократического союза действующего федерального канцлера Ангелы Меркель (30%), растущую популярность демонстрируют оппозиционные партии «Левая» и особенно «Альтернатива для Германии», имеющие в настоящее время совокупный рейтинг в 26%.

И в этих условиях запущенный процесс переформатирования государственно-политических элит может оказаться необратимым, и уже через год Европа будет представлять собой более самостоятельного, активного и объективного мирового игрока, освобождающегося от догм и мифов «холодной войны».

В этой связи нам нужно вспомнить про человека, который стоял у истоков современного европейского правого популизма и благодаря которому в значительной степени Австрийская партия свободы (АПС) сегодня празднует победу. Речь идёт о Йорге Хайдере.

Для современного правого движения, Хайдер даже после своей смерти остается весьма значимой фигурой. Принято считать, что самый большой правый контингент в Европе преобладает во Франции. Во многом это заслуга семьи Ле Пен. Однако французский «Национальный фронт» заявил о себе несколько позднее своих коллег из Австрии. Личность Йорга Хайдера, отца-основателя современного австрийского правого движения, заслуживает особого внимания. Его харизма и имидж энергичного и жизнерадостного молодого политика служили примером для подражания для многих деятелей правого спектра.

Исторически сложилось, что изначально в АПС в большинстве состояли отставные офицеры Вермахта и Ваффен-СС. Но в то же время влиятельной группой в АПС стали предпринимательские круги, активно осваивавшие политически невостребованный либерализм. К началу 1980-х годов политический курс АПС стал меняться. Например, четвёртый председатель партии — Норберт Штегер, взяв руководство партией в 1980 году, сменил курс АПС с радикально-националистического на либеральный, поставив главной целью партии защиту принципов рыночной экономики и борьбу против вмешательства в неё государства. Во время его руководства АПС практически потеряла свою националистическую сущность, тем самым резко потеряв популярность. Последующая внутрипартийная борьба привела к резкой смене курса АПС. Поскольку одним из главных условий для усвоения ультраправых взглядов является появление харизматического лидера, то таковой возник как раз в период нахождения АПС в парламенте.

The November 1986 photo shows Joerg Haider, then chairman of Austria's Freedom Party, during a press conference in Vienna.Haider whose far-right rhetoric in the 1990s was denounced as sympathetic to the Nazis, died early Saturday in a car accident. (KEYSTONE/AP Photo/Str)

На Инсбрукском съезде АПС (сентябрь 1986 года) её председателем стал Йорг Хайдер, получивший около 60 % голосов партийных делегатов. Возглавив партию в возрасте 36 лет, Йорг Хайдер символизировал собой преемственность старого национализма. Под руководством Хайдера партия вернула себе прежнюю программу, главными принципами которой оставались антииммиграционная политика и противодействие идеям европейской интеграции. Период руководства Йорга Хайдера (с 1986 по 2005 года) считается одновременно наиболее авторитарным и наиболее успешным.

Вплоть до 1989, на выборах в Каринтии доминировала Социал-демократическая партия Австрии. В 1989 её доля на выборах упала ниже 50 %, и власть в регионе перешла к временному союзу АПС и Австрийской народной партии. При разделе портфелей Хайдер был избран губернатором Каринтии. Однако в 1991 ему пришлось подать в отставку в связи с заявлением о том, что «в Третьем рейхе была достойная политика трудоустройства, то, чего неспособно родить нынешнее правительство в Вене». Альянс АПС-АНП развалился, и Хайдер смог вернуться на губернаторский пост только в 1999, когда его партия достигла 42 % на региональных выборах. После таких заявлений по Австрии прокатилась волна анти-хайдеровских демонстраций. Губернатора Каринтии сравнивали с Гитлером, многие требовали его отставки.

Под руководством Хайдера АПС заняла крайне правый сектор официальной политической жизни, провозглашая такие националистические ценности, как прекращение иммиграции и отказ от вступления в Европейский союз. Новая линия приобрела массовую поддержку, и доля АПС на федеральных выборах выросла с 5% в 1986 до 27% в 1999. Хайдер сумел сломить внутренние противоречия в партии, став единоличным лидером некогда раздробленного движения.

4

Европейские политики и пресса считали Хайдера популистом-выскочкой, недостойным выхода в большую политику, а его взгляды — несовместимыми с принципами устройства Евросоюза. Поэтому, когда лидер АНП Вольфганг Шюссель и Хайдер объявили о своём союзе в 2000 году, Австрия моментально стала изгоем внутри Европы. 14 стран ЕС резко сократили сотрудничество с Австрией. С их точки зрения, произошло недопустимое — в Европе рухнул негласный санитарный кордон, не допускавший в большую политику радикальных националистов. Изоляция Австрии не принесла пользы ни ей, ни противникам Хайдера. В том же 2000 году бойкот был снят, а сам Хайдер сложил с себя формальный титул лидера АПС.

На внеочередных парламентских выборах в ноябре 2002 года после правительственного кризиса АПС набрала всего 10 % и Хайдер покинул АПС, создав новую партию Альянс за будущее Австрии.

Однако жизнь политика оборвалась в 2008 году. Хайдер погиб в результате дорожно-транспортной аварии недалеко от Клагенфурта. Служебный автомобиль Хайдера Volkswagen Phaeton по не установленной пока причине вылетел с трассы. Как сообщили представители местной полиции, машина перевернулась несколько раз, политик получил тяжелые травмы головы и грудной клетки и по дороге в больницу скончался. Согласно сообщениям австрийских СМИ Хайдер ехал на день рождения матери в изрядном подпитии – в его крови было обнаружено содержание 1.8 промилле алкоголя.

Что касается АПС, то после ухода Хайдера пост главы партии перешёл к молодому и энергичному Хайнцу-Кристиану Штрахе. После ухода большинства партийной элиты Штрахе продолжил жёсткую радикальную партийную линию в АПС, тем самым решив максимизировать голоса, как это было при Хайдере. В идеологическом плане АПС продолжила жёсткую политику, основы которой были заложены ещё Хайдером. Например, во время парламентских выборов 2006 года АПС вернулась к критике существующего правительства, антииммиграционным, антиисламским и антиевропейским позициям.

(FILES) Austrian far-right party (BZOE) leader and governor of the Carinthia region, Joerg Haider, poses on September 8, 2008 in Vienna as he presents himself as the leader of his party list in the September 28 general election. Austrian far-right leader Joerg Haider died in a road accident on October 11, 2008, APA news agency reported quoting the police. Haider, 58, was at the wheel of his official car in the south of Klagenfurt when it veered off the road for unknown reasons after overtaking another vehicle. AFP PHOTO (Photo credit should read DIETER NAGL/AFP/Getty Images)

И вот, в 2016 году АПС, основываясь на позициях и методах политической борьбы, заложенных в середине 1980-х года Хайдером, удалось прорваться во второй тур президентских выборов. Это серьёзный успех.

В завершении стоит привести пророческие мысли Хайдера, написанные ещё в 1992 году в книге «Как я понимаю свободу» (Die Freiheit, die ich meine):

«Рост власти транснациональных концернов и их стремление к всемирному влиянию осложняют претворение в жизнь национальной экономической политики и сводят на нет автономную политику в сфере занятости. Больше нет традиционной привязанности концернов к национальной территории и своему народу…

Космополитические круги искали новую идеологию и новых врагов. Идеологией стал мультикультурализм, а врагом – тот, кто не был безоговорочно согласен с поруганием традиций и бесконтрольной иммиграцией – «ксенофоб», «фашист», «нацист». Новая правящая элита желает создать новое общество, новый народ, так как свой она уже не может терпеть. При помощи иммиграции она стремится создать совсем иное этническое и идеологическое большинство в стране. Осуществляется целенаправленное искажение истории, чтобы одурманить молодёжь, опорочивается христианская религия и церковь. Представители других этносов и конфессий становятся новым пролетариатом.

Мультикультуралисты в первую очередь отстаивают политику безграничного притока иммигрантов, чтобы инструментолизировать свою патологическую ненависть к собственному народу… Иммигрантам, вносящим в европейские страны совершенно чуждую культуру и чуждые традиции, трудно сделаться такими же гражданами, как те, которые в течение нескольких поколений уже там выросли. Они замыкаются в своих анклавах, больше подвержены криминализации, всё реже интегрируются в общество, в котором они теперь решили жить, но, наоборот, ожидают, что коренное население должно приспосабливаться к их собственному образу жизни, их традициям и национальным особенностям. Эксперимент мультикультурного общества ещё нигде не удался.

Там, где этот эксперимент ставился, следствием были серьёзные социальные проблемы, образование гетто и всевозможных неблагополучных трущоб, а также рост преступности. США – лучший пример такого печального развития событий. Хвалёному американскому «плавильному тиглю» не удалось создать ни социального, ни культурного равновесия. Как известно, любое общество, базирующееся на иммиграции, – это общество конкуренции между кланами и диаспорами. Результат всего этого – социальная несправедливость и дискриминация».

vespa