• О ПРОЕКТЕ

Доклад по материалам круглого стола «Будущее России: Поиски альтернативных путей развития» в рамках заседания дискуссионного клуба “Прометей”.

Вся человеческая цивилизация стоит пред глобальным выбором дальнейшего пути развития. Пока мы не осознаем масштаб грядущих изменений, пока не сформулируем чёткую картину и механику глобальных процессов в XXI веке, любое решение иных вопросов будет подобно блужданию в тёмной комнате. Мы будем действовать на ощупь.

Если мы забудем о глобальных вещах, то будем бесконечно разгребать завалы из мелкого песка локальных проблем, который будет наносить море человеческой ноосферы. Работать над проблемами нужно в комплексе. Мы можем выступать за прибавление пенсий на 10% или отмену платных парковок в Москве, за защиту русского языка по всему миру и спецоперацию в Сирии, но пока мы не определим систему координат в которой находимся, все наши усилия будут тщетны. Мы не будем успевать разрешать катящиеся валом проблемы.

В данной работе хочется принять некую условность для уменьшения объёма доклада: объединим понятия постмодернизма и постиндустриальной фазы развития, а также модерна и индустриальной фазы. Это не всегда верно, но любая цивилизация, построившая постиндустриальную экономику в краткий срок (одно, полтора поколения) сменит культурную парадигму на постмодернистскую. Также верно и то, что цивилизация окунувшаяся в постмодерн перестроит свою экономику в постиндустриальную тоже за обозримый промежуток времени.

Определим наше место в сетке координат. Сегодня мы вступаем в кризисную фазу фазы кризиса. Ведь постмодернизм сам есть кризис индустриальной фазы, модерна. Главным признаком постмодернизма можно считать отсутствие изменений мира при многообразии событий. Идут войны, пишутся песни, происходит скандалы, выходят фильмы. Но КПД этих действий ничтожно мал. Цивилизация как бы застывает в своём развитии. Даже дизайн технологичных товаров практически не меняется, а новые формы, есть лишь немного подретушированные образы тридцатилетней давности.

В качестве примера международных событий. Возврат Крыма Россией, это отголосок модерна, блестящая операция. Она была молниеносна, изящна, окутана героическим мифом, а как вишенка на торте был широко распиаренный референдум, всё в духе 30-х – 70-х годов. А вот война на Донбассе, где каждый день «перевороты», «прорывы», обстрелы, наступления, где каждый день говорят о том, что «вот-вот всё изменится» – это война постмодерна. Гибнут люди не массово, но регулярно, колеблются границы, но ни одна из сторон не овладевает инициативой в течении нескольких лет.

Или в культурном плане мы видим постоянную отсылку к культурным революциям прошлого. То мы вспоминаем стиль 70-х, то в моде музыка 90-х, а то хипстеры черпают своё вдохновение из 19 века. При этом новых твёрдых культурных (или контркультурных, что в данном контексте не имеет значения) форм 21 век ещё не дал. Даже сегодняшние бунтари (контр-, антикультура) это жалкая пародия на реальные панк-, скинхед- и прочие движения в веке двадцатом. Отдельной строкой стоят исламистские движения, их армии и квазигосударства. Но при детальном рассмотрении (что мы сделаем в других докладах) и они окажутся в лучшем случае хорошими и качественными симулякрами реальных объединений.

Но ничего не вечно. Как культурное явление, а именно концентрация эклектических форм, постмодерн может существовать долго. А вот постиндустриальная экономика, идущая бок обок с постмодерном, построенная по большому счёту на эксплуатации экономики модерна, с примесью высокотехнологичных элементов, и раздутым финансовым сектором, не смогла просуществовать и 50 лет. Если фейковое искусство висит в галереях и есть не просит, то фейковая экономика раздувается финансовыми пузырями и угрожает полному развалу мирового порядка. Потребности постмодернистской экономики растут в геометрической прогрессии, при этом она сама не способна дать подъём не то, что больший, чем потребности, но хотя бы такого же порядка. Поэтому экономика постмодерна рано или поздно обрушается.

Природа не терпит пустоты, на смену постиндустрии должна прийти новая модель. Сейчас нам видится два возможных сценария развития ситуации.

Первый – позитивный сценарий. После постмодерна мы вступим в когнитивную фазу развития. Пока сложно однозначно охарактеризовать этот путь. Т.к. это совершенно новое явления для человечества. Оно безусловно будет опираться на Традицию, но в основной своей массе главные смыслы когнитивной фазы развития будут иметь непривычные для нас формы и функции. Поэтому сложно не только спрогнозировать, когда точно наступит этот порядок, но как точно будет он выглядеть. Но в общих чертах можно сформулировать ряд тезисов.

Если постмодернизм глобально характеризуется следующей фразой: «Позитивные явления полностью нивелированные негативными», или как у Шекспира «И начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону…», то операторы когнитивной фазы имеет зеркальное значение.

Например, события 1991-1993 года в России – это полный постмодерн. Театр абсурда. Это не живая революция модерна, а постановка с вкраплениями действительно народной надежды. Случилось во всём этом водовороте действительно позитивные явления– отстранение от власти КПСС, введение элементов свободного предпринимательства, которые полностью нивелированы общеизвестными негативными факторами (развал государства, распространите нищеты, развал отраслей промышленности и т.п.).

В когнитивной фазе основной тренд развития будет иным. При основном потоке, направленном на развитие и созидание, сохранятся элементы действительной свободы, как в постмодерне. (Мы будем лукавить, если станем утверждать, что и в постмодерне вообще нет плюсов). Когнитивная фаза – это сочетание долга, служения, чести, общественных начал с действительной креативностью, смелостью и индивидуализмом.

Когнитивная фаза развития это прогресс и самоконтроль во имя общественности и контроль общества во имя личности. Таких обществ в глобальном масштабе ещё не было. Хотя отдельные прецеденты случались. Но они редко выходили за рамки узкой географии или были зажаты в тиски одного сословия. Но, например, русское купечество 19 века с его тягой к взаимовыручке, меценатству, с опорой на честность и религиозность, отчасти отвечает поставленным условиям. Беда в том, что культурных, технических и социальных ресурсов у этого сословия не было. Не было ни воли распространять эту модель дальше, не было такой цели, да и даже осознания собственного места не было.

Собственно, на протяжении всей истории человечества подобные модели существовали, но в них часто не хватало полного набора функций. Или, например, общины первых христиан даже осознавали свой цивилизационный груз, но были объективно заняты проблемами собственного выживания и не смогли сформулировать каких-то революционных общественных операторов, сконцентрировавшись только на метафизической стороне проблемы.

Но одной из важнейших черт когнитивной фазы развития станет совершенно невиданное доселе развитие высокотехнологических сфер человеческой деятельности. Когнитивная фаза развития это неудержимый прогресс человечества, при сохранении самой сути человека.

Теперь о негативном сценарии – новой Архаике. Главными признаками Архаики являются миф, развитые формы рабовладения, табу. Транспортная связанность из эпох модерна и постмодерна в новой Архаике никуда не денется, но новые роды и союзы, размещённые на месте старых государств, будут отделены друг от друга непреодолимым барьером. Этот барьер не будет видим, но будет ощущаться. Уже сейчас в ту стадию, когда глобализация, как форма мирового общения, сохраняет главенствующее положение мы начинаем быть связанными по рукам и ногам невидимыми путами. Это путы рабства, путы кредитного закабаления. В случае новой Архаики мы будем фактическими рабами различных корпораций – преступных, оккультных, тиранических.

Современные общественные институты насаживают в головы обывателей идеи всеобщего равенства, отсутствия национальных и культурных различий, гендерный хаос и прочие атрибуты современности. Идеал для раба в новой архаике – это человек без рода и плесени, без пола, с примитивными желаниями, человек вкалывающий на работе, потом развлекающийся пару часов примитивным образом. Это рабство хуже цепей из стали…

Новая Архаика — это медленное растворение человека. Сам человек низводится до примитивных инстинктов, и смешивается с неодушевлёнными вещами. Машине нужен ремонт, человека нужно кормить, зиккурат эстетически красив и эта самка привлекательна…вот набор императивов Новой Архаики.

Только нам выбирать по какому пути идти. Но любой здравомыслящий человек выберет путь свободы, свободы созидать. И именно по этому  нам необходимо сохранить свои главные культурные, национальные, религиозные и прочие различия, чтобы стать не серой массой в руках новых рабовладельцев, а строить действительно разнообразный и динамичный мир.

Артём Бирлов
Член Центрального совета
общественного движения «Правая альтернатива»

vespa