• О ПРОЕКТЕ

Украинским проблемам за последние три года посвящено громадное количество статей, книг, фильмов, как хорошего содержания, так и того, что можно отнести к информационному мусору.

Только ленивый в России не обругал «хохлов» за Евромайдан, за войну на Донбассе, кастрюли на головах, провокационные фразы типа «кто не скачет – тот москаль».

Но среди российских экспертов и общественных лидеров-патриотов никто не внёс предложения, а как жители нынешней Украины-Малороссии должны выбраться из сложившейся ситуации. Ведь до майдана выдвигалось огромное число теорий об инкорпорации Украины в состав России (Российской Империи 2.0, СССР 2.0). При этом модели взаимодействия варьировались от мягкой конфедерации до полного поглощения ряда областей Украины Россией.

Сегодня же в лучшем случае, диванные эксперты и их телевизионные коллеги советуют населению «восстать против хунты» – читай, против до зубов вооруженного «Азова» и боевиков «ПС». При этом «эксперты» забывают, что боевики вышеуказанных организаций по гражданским стрелять любят и умеют, что было показано ещё девятого мая четырнадцатого года в Мариуполе и постоянно подтверждалось на линии фронта в Донбассе.

В худшем же случае «эксперты», уже третью зиму ждут, когда у «новои влады» закончатся деньги за оплату газа, окончательно рухнет украинская экономика, и остатки несостоявшегося государства растащат по частям соседи. Правда, что «эксперты» будут делать с миллионами беженцев, которые хлынут (и уже частично хлынули) в Российскую Федерацию – такой же открытый вопрос.

Любые новые теоретические попытки сближения вызывают жёсткое отторжения у интернет-пользователей России. Даже безобидный песенный флешмоб на вокзалах Запорожья, Харькова, и остальных крупных городов Новороссии, Малороссии и Слобожанщины вызвал шквал ядовитых комментариев, наподобие: «в Третьем Рейхе спели «Синий платочек», пока нацистские военные разрушали Сталинград». Критики этого культурного флешмоба забывают, что даже организация такого мероприятия связано с огромными рисками – запросто могут явиться и сотрудники СБУ, и малолетние подонки из «ПС» или «Гражданского корпуса Азова».

К тому же, стоит заметить, что людям, оставшимся в центральных регионах Украины (условной Малороссии), банально некуда идти. С одной стороны их окружают национал-радикалы, поощряемые Киевом, и идеология «бандеровщины», которую взахлёб пропагандируют чуть ли не из каждого утюга. С другой стороны, «вы нам никто» со стороны «россиян», прохладное отношение со стороны властей РФ, гражданство на общих основаниях (и весьма затрудненное бюрократией), и стандартное выражение «вы во всём виноваты» (в Майдане, войне, нищете – нужное подставьте сами).

1

Такой вариант ещё в начале весны 2014 года казался наиболее реальным. Но трагедия Второго Мая всё перечеркнула.

Более того, сами «верные малороссы» затрудняются в самоидентификации. У большинства представителей старшего поколения достаточно запутанная система самоидентификации – полу-украинская плюс полу-советская, с примесью апелляцией к русскому имперскому прошлому.

Понятно, что без стройной и чёткой альтернативы «украинству» дело не пойдёт. Тем более, что на фоне криво слепленного «украинского мифа» реальные достижения малороссов брошены в грязь.

2

Людмила Павличенко и Сидор Ковпак. Герои Малороссии, причём настоящие.

Куда бежать? Что делать? Тем оставшимся «небандеревцам», да и тем, кто запятнал себя вступлением в ряды постмодернистских штурмовиков, но готов раскаяться? Да и ради чего каяться? Альтернативе стройным рядам ПС сейчас нет. Да и никогда не было на территории нэзалежной последние 25 лет. Даже во время самого майдана креативным националистам официальная власть Януковича смогла противопоставить только «титушек» – обычных гопников, не обладающих стилем, присущим, например, футбольным фанатам. Только в реальном огне Донбасса родились силы среди ополченцев, которые могли стать заманчивой альтернативой образу бравого бандеровца, раскручиваемого послереволюционным Киевом. Но последующее тянущиеся противостояние работало против образа ополченца.

Маленький украинец-малоросс сегодня зажат между громадными коммунальными платёжками, нищенской зарплатой, ВСУ и ПС. Дополнительно к этому, не стоит забывать об агрессивной пропаганде, новых школьных программах, восхвалении таких одиозных личностей, как Шухевич и Бандера. Тут уже не до возрождения малорусской идентичности – быть бы живу.

3

4

Сверху вниз – штандарт Малороссии и флаг Слобожанщины

Ситуация оттого чудовищная, что ряд национальных деятелей из Российской Федерации прямо отказывает малороссам (и белорусам) в русскости. Уменьшительный формат «великорусского» национализма, а то и откровенное «заукраинство» отталкивают людей, которые считают себя верными русскому делу и русскому народу.

Ещё хуже то, что малороссам принадлежит на Украине всё – от древнего Киева до остатков советских высокотехнологических предприятий. Но ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ это люди не могут, и не понимают, как это сделать.

Реконструкция малорусской идентичности в таких условиях становится достаточно трудной, но она ещё возможна.

Для начала стоит заметить, что малорусская идея изначально очень тесно связана с православием, причём именно Московского Патриархата. На фоне массированной атаки греко-католиков и филаретовских «раскольников» на православие, самозахваты храмов и гонения на священников религиозная самоидентификация снова выходит на первый план.

То есть, получается так – малоросс, значит, православный. Либо, как вариант – светский, но с достаточно консервативными взглядами.

Далее, для восстановления позитивной идентификации Малороссии, достаточно переписать на себя всё позитивное наследие, которое выбросили «украинствующие».

А его не мало. Кроме героев Великой Отечественной, украинствующие отказались от таких вещей, как «Антонов», ракетные и авиационные двигатели, судостроительные заводы и порты, танковые заводы и прочих «приятных» вещей.

Значит, всё это верные малороссы могут переписать на себя, ничуть не смущаясь.

Таким образом, малороссы, в пику украинствующим, должны идентифицировать себя как прогрессивную силу, но при этом верную «корням», и стремящуюся к единству с русским народом и Россией.

Дополнительно, в малорусскую идентичность стоит добавить и идентификацию с героями Малой Руси – запорожским казачеством – и последовательно отбирать эту страницу истории у украинствующих.

Что касается языкового вопроса, то здесь лучше всего остановиться на стремлении к литературному русскому языку, но, не отрицая литературного украинского языка.

В политическом плане, малороссы должны, прежде всего, стремиться к союзу с подкарпатскими русинами. В плане экономическом уместной будет право-левая позиция – не отрицая свободу торговли и частную собственности, малороссы должны поднять болезненный вопрос о том, кому принадлежат промышленные мощности и крупнейшие объекты экономики.

Этот вопрос очень болезненный для украинских олигархов, и его активное продвижение в народной среде может сработать.

В целом же, реконструкция малорусской идентичности займет немало времени. И указанный путь – лишь начало начал. В следующих своих работах мы представим конкретный план восстановления малороссийской идентичности, которая сможет стать пусковым крючком и для подлинного восстановления великороссийского народа.