• О ПРОЕКТЕ

В сети встречается множество образов для городов будущего. Чаще всего это совершенно фантастические проекты. Так, например, китайский проект Шан-Суи, где городская застройка органично перемешана с природными зелёными участками. Или в сети есть проект будущего Мельбурна – города, растущего вверх, проект, упирающий на этажность, где средняя высота зданий колеблется в районе сотни метров. Или ещё один китайский проект города без автомобилей с развитой системой общественного транспорта, где основные инфраструктурные объекты расположены в пешей доступности.

Эти и другие масштабные разработки впечатляют. Но они хороши в двух случаях: если государство или корпорация (чего греха таить, некоторые из них могущественнее государств сегодня) ставит перед собой цель построить город в чистом поле с нуля, либо если есть колоссальный ресурс на перестройку существующего мегаполиса.

В России сегодня таких возможностей нет. Да и либералы, занимающие в экономическом блоке правительства немалую часть важных должностей, так постарались, что оздоравливать экономику адекватным специалистам придётся долго – лет пять, а то и десять. Но делать надо уже что-то сейчас, даже до прихода национально настроенных экономистов.

Для того чтобы наши города, малые, большие, моно- и мегаполисы, посёлки и деревеньки хоть как-то восстали от сна и превратились в комфортное место для их жителей, необходимо применять следующие меры:

– Расселение мегаполисов, перенос финансовых интересов и предприятий в провинциальные «колонии». Да, как наши предки, жители легендарной Гардарики колонизировали леса и болота Руси, смешиваясь с финно-угорскими племенами, так и нам сегодня нужен схожий процесс. В результате разнородных, но однонаправленных процессов в XX веке в России произошла смерть деревни. Начало этому положила Гражданская Война, продолжили коллективизация, варварская индустриализация, Великая Отечественная война. Значительный вклад в смерть деревни внёс некто Хрущёв, а окончательно вопрос деревенских жителей был решён в 1990-е годы нашими «обожаемыми либералами». Деревенская (станичная, аульная) жизнь ещё теплится на юге: Кубань, Кавказ, да кроме того в некоторых уголках Сибири и Алтая. Но общая картина по России такова, что сельский житель, как социальный слой, обречён. В лучшем случае ему будет обеспечен труд в агрокомплексе или ферме (что само по себе неплохо, но их состояние и качество чаще всего зависит не от сельских жителей, а от городских хозяев, живущих другой жизнью). Из развлечений – концерт поп-звезды среднего уровня в обшарпанном клубе и местный театр областного центра (местный театр это прекрасно, но иногда хочется и не на местный посмотреть), ну и, конечно, телевизор. Местная культурная жизнь давно превратилась из уникальной и самостоятельной сельской в бледную тень городской. «Мы развлекаемся как в городе, но только хуже».

Эту проблему простым финансированием не решить. Необходимо менять принцип построения торговой, транспортной, урбанической сети.

Рассмотрим на примере Москвы и её окрестностей как нужно действовать уже сегодня.

Нам даны следующие условия. Мы имеем огромную раздутую Москву, которая и без «троицкого выступа» занимала на карте существенное место. Москва пересыщена финансовыми потоками, при этом в городе есть безработица (до 2%), и одновременно недостаток специалистов (до 5% в ряде областей), экологические проблемы, низкая транспортная связанность (дорога до работы и с работы в среднем составляет более часа). Так, по данным исследований компании «Яндекс» лишь у 5% москвичей офис расположен в пределах 5 км от дома. Есть и те, кому необходимо пересекать всю столицу для ежедневного заработка. 75% жителей столицы каждое утро вынуждены преодолевать путь до работы свыше 10 км. По расчетам аналитиков, среднее расстояние от дома до работы москвичей составляет 17,9 км. Самый длинный маршрут замечен у жителей Бирюлева Восточного — 21,5 км. А меньше всем ехать в офис обитателям Арбата и Якиманки – 6 км.

Однозначные плюсы Москвы – это наличие учебных заведений на любой вкус, уровень развлечений (от клубов, до галерей), наличие пласта культурной составляющей (архитектура, памятники, театры, библиотеки и прочее).

Москву окружают города-спутники. По своей сути они ужа давно стали районами Москвы, экономически и культурно завязанными на столицу. Далее идёт пограничная зона из небольших городов (Дмитров, Кашира, Орехово-Зуево, Можайск и прочие). Жизнь в них менее завязана на Москву, но при этом собственная идентичность сильно подавлена столицей. Далее высятся островки ближайших районных центров, окружённые тем самым морем небольших и малоперспективных сельских районов.

Одним из вариантов возрождения этого «срединного моря» является «новая колонизация». Колонизировать Москве эти земли надо при помощи областных центров, через промежуточные города. В итоге мы получим мощную торгово-транспортную сеть с общим культурным полем. Но именно эти потоки и будут вырабатывать (возрождать, восстанавливать, создавать заново) идентичность различных районов. Ведь региональная особенность (начиная от говора, заканчивая местной кухней и ремёслами) начинается не с бедности, а, наоборот, с сытой жизни.

Ждать инициативы от частных предпринимателей не стоит, государство должно задать моду и вектор. И только после этого частная инициатива возьмёт на себя основную нагрузку в этом направлении.

Ниже мы приведём пример принципиального построения «новой колонизации», призванной наполнить жизнью глухие уголки центральной России и разгрузить от избытка населения Москву.

На территории Тверской области в посёлке N создаётся на деньги московского бюджета новое предприятие, имеющее существенные налоговые преференции в первые три года своего существования. Далее предприятие работает по следующей схеме: рабочий персонал набирается из местных жителей, активно переманиваются жители Москвы (с предоставлением жилья, активно ремонтируется и заселяется местное ветхое жильё, старые избушки доводятся до приемлемого уровня). Сбыт продукции нового предприятия осуществляется в любом регионе, где есть спрос на этот товар, но обязательно предоставляются торговые точки в Москве и Твери (и, конечно же, в ближайших поселениях, опыт советских времён, когда продукция местных предприятий направлялась только в центры нельзя повторять). Закупка сырья производится только на территории ближайших районов. Если подходящего сырья поблизости нет, происходит целевая закупка в иных предприятиях партнёрах по схеме без посредников. При этом предприятие обязательно идёт в комплекте с инфраструктурными объектами, можно даже по типовому принципу. Это детские сады, школы, профессиональные колледжи, досуговые центры, спортивные площадки. При этом врачи, тренеры, диджеи и учителя набираются, прежде всего, среди жителей столицы и переселяются сразу группами. Т.е. мы открываем сапожную мастерскую, и кроме пяти мастеров из Москвы, бухгалтера и охранника из Твери и директора из Дмитрова, мы привозим минимум двоих учителей, одного аниматора, двух фельдшеров и одного искусствоведа из Москвы. Вокруг этого ядра «столичных поселенцев» начинает формироваться и жизнь местных жителей, зачастую лишённых и медицины, и доступа к остальным аспектам жизни. Возможно (и я лично считаю необходимо) плотное взаимодействие в этих вопросах с Церковью, ведь священники уже много лет из Москвы направляются в разные глухие уголки России.

Если данное явление достигнет больших масштабов, то мы увидим как финансовые и, главное, людские ручейки наполняют окрестности Москвы. Так как данное финансовое вложение повлечёт за собой повышение деловой активности в регионах, а компании останутся московскими, то прибыль сторицей вернётся в столицу.

В данном случае важно не загубить этим демпингом местные региональные предприятия. Для этого, во-первых, их необходимо грамотно включать в новую экономическую сеть, во-вторых в каждом регионе выбирать сферу деятельности предприятий индивидуально. И развивать именно те направления, которые отсутствуют в этой области/республике/крае. А существующие лишь наполнять приезжими специалистами.

Это отчасти повторяет советский опыт покорения целины или крайнего севера, с той лишь разницей, что осваиваем мы наши же старые земли нашего климатического пояса, поэтому мероприятие должно пройти легче.

Данная программа выгодна и местным, и региональным властям. Новые предприятия регистрируются на их территории, поэтому после истечения срока налоговых льгот бюджет начнёт пополняться. Но сверхприбыли производства будут оседать в московском бюджете, ведь изначальный капитал выделялся мэрией Москвы, поэтому жители столицы не будут безвозмездными донорами регионов, а оформят лишь долгие вложения.

Безусловно данный план весьма схематичен. Он нуждается в детальной проработке с экономистами и логистами. Но общая тенденция экономического взаимодействия столицы и регионов должна быть таковой: Москва снабжает регионы деньгами и людьми (что важнее) до полной отдачи новых предприятий, а сверхприбыли (при успешном управлении) возвращаются инвестору.