• О ПРОЕКТЕ

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936) – выдающийся немецкий философ, представитель «философии жизни», культуролог, один из создателей цивилизационного подхода, который был также политическим философом и ведущим идеологом движения консервативной революции в Германии.

Шпенглер перешел на консервативно-революционные позиции после 1918 г., однако его политические сочинения являются актуальными парафразами его главного труда «Закат Европы» (1918). Наиболее значительными политическими трудами Шпенглера, оказавшими влияние на становление идей консервативной революции, являются, прежде всего, «Пруссачество и социализм» (1919), с которого, как заметил сам автор, «берет свое начало национальное движение», «Новое здание немецкой империи» (1924) и «Годы решений» (1933). Имеет место попытка считать Шпенглера идеологом нацистского государства, что несправедливо. Шпенглер не только отказался сотрудничать с режимом, но и публично критиковал его, за что его книги запрещались.

Философия культуры

В своей философии культуры он подверг резкой критике европоцентристский взгляд на историю как универсальный линейный прогресс. Вместо него он предложил плюральную и циклическую модель, согласно которой самостоятельные локальные культуры, жизненный период которых представляет собой цикл, подобный живым организмам. Не существует никакой единой мировой культуры и универсальной истории, но есть различные культуры, со своей историей и судьбой. Каждая культура самобытна и уникальна, обладает своей системой ценностей и знаний. Шпенглер пишет: «У «человечества» нет… никакой идеи, никакого плана (…) Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории… я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с пер­возданной силой расцветающих из лона материнского ландшаф­та, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнения, чувствования, собственную смерть».

Речь идет о восьми культурах, из которых на исторической арене находится лишь западная (фаустовская), приближающаяся к своей смерти. Также он прогнозировал появление грядущей культуры – русско-сибирской. Будучи сторонником органицистского подхода, Шпенглер рассматривал культуру как живой организм, имеющий душу (аполлоновскуюфаустовскую, или магическую), жизнь которого длится 1200-1500 лет и включает следующие этапы: детство, юность, возмужание, расцвет, старость и умирание. Последней стадией жизни культуры является ее вырождение в цивилизацию.

Признаками прихода цивилизации являются победа механического над органическим, искусственного над естественным, внешнего над внутренним, города на деревней, интеллекта над душой, космополитизма над патриотизмом, науки над религией. В политической сфере цивилизация означает переход от сословного порядка к массовому индивидуалистическому обществу, к либерализму, парламентской демократии и партийной системе. Все это характерно для умирающего Запада.

Западной цивилизации Шпенглер противопоставлял «пруссаческий дух», который лежит в основе немецкой культуры. Политическое творчество Шпенглера стало реакцией на сложившуюся ситуацию после Первой мировой войны. Веймарская республика с буржуазной демократией («внутренняя Англия») для него была предательством традиций немецкой государственности.

Понятие государства

Что касается феномена государства, то для Шпенглера оно является естественной формой существования народа, так же как семья является формой существования рода. Если семья – историческое поле женщины, то государство – поприще мужчины. «Мать с ребенком, прижатым к груди, является величайшим символом космической жизни. … Мужчина с оружием в руках – это другой великий символ воли к длительности…». Государство должно сохранять свою «форму», что может быть обеспечено наличием сильного дворянского сословия, единственного из сословий, которое может заботиться о целом, а не о своих частных интересах. Для сохранения себя дворянство должно получать необходимую муштровку посредством войн. Вообще, сущностью государства является война, его история – это история войн. Война – естественное занятие народов, лишь слабые народы не способны воевать. Для обоснования ценности государства не нужно определять всякие идеалистические задачи, типа свободы и общей пользы. Главным для существования государства является внутренний авторитет, который должен поддерживаться верой в его могущество.

Либерализм

Вся политическая философия Шпенглера основана на критике либерализма и демократии. Последние являются элементами стадии цивилизации. Суть либерализма заключается в индивидуализме (все сами по себе) и отчуждении государства от общества (государство само по себе). Либерализм утверждается следующим образом. По мере разложения культуры и становления цивилизации формируют две силы – одна, консервативная, стремится сохранить традиции, другая, либеральная, представленная буржуазией, стремится разрушить эти традиции. Исток либерализма Шпенглер видит в стремлении к свободе, что является признаком разложения органического общества.

Когда цивилизация установлена, основой политики становится демократия и парламентаризм. Сам либерализм является порождением фаустовской культуры, особенно, английской политической истории (демократия же, есть порождение французской истории) и абсолютно чужды Германии («либо бессмыслица, либо измена»). Либерализм в принципе пагубен для всех народов (в Англии же, привыкли к его яду, т.к. не воспринимают его всерьез). Партийная система приходит на смену власти фракций – «групп, в которых играют роль родственные связи домов, честь, верность, союзы, обладающие почти мистической задушевностью». Партия является врагом органического сословного строя, поскольку опирается на эгалитаризм, поэтому все партии в принципе являются либеральными.

Цезаризм будущего

Либерализм для Шпенглера неотрывен и от крайних левых движений. Он начинается якобинством, а заканчивается большевизмом с его мировой революцией, т.к. либеральное уничтожение культуры и традиций неизбежно приведут к «восстанию масс». Парламентаризм и демократия есть лишь анархическая промежуточная стадия («легализованная анархия»), т.к. присущая им плутократия (демократия лишь фасад, за которым стоят интересы узких капиталистических групп) в конечном итоге приводит к их уничтожению, после чего приходит диктатура, цезаризм, опирающийся на грубую физическую силу. Здесь партии вытесняются свитой Цезаря.

Цезаризм может быть различным. Предпосылкой подлинного цезаризма(«цезаризм будущего») является недовольство традиционной элиты хаосом демократии. Такой цезаризм будет представлять собой синтез социализма и традиционных докапиталистических ценностей. Другой цезаризм имеет склонность к массовости и популизму, «социальному» тщеславию, он заражен демократизмом и партийностью. Именно за подобные черты Шпенглер критиковал нацистский режим. Нацистскую идеологию он считал упрощением и профанацией важных идей (в частности, он высмеивал расизм и антисемитизм), а Гитлера считал недостойным лидером, плебейской фигурой, неспособной править Германией. Такой цезаризм является лишь переходной стадией на пути к цезаризму будущего, который «опирается на небольшое сильное меньшинство», который «не будет переубеждать, а победит с помощью оружия», и который «борется только за власть, за империю и против любой партии».

Капитализм и социализм

Шпенглер предложил свою интерпретацию капитализма и социализма. Социализм (точнее, «прусский социализм») им ассоциируется с Германией, а капитализм – с Англией. Корнем этих феноменов является специфическое понимание принципа собственности. Собственность как власть (представление, характерное для военной знати) приводит к завоеваниям, политике и праву, а собственность как добыча  (представление, характерное для купеческой знати) – к экономике, торговле и деньгам. Шпенглер возводит «прусский стиль» к рыцарству, а английский стиль к викингам. Для первого характерны почтение к рангу, восприятие жизни как службы, самовыражение в своем труде, подчинение личного общему, вплоть до самопожертвования. Для второго свойственны: стремление к индивидуальной свободе, успеху, богатству, конкуренция во имя своих личных интересов.

Истинный социализм

В отличие от старых консерваторов, Шпенглер не призывал к восстановлению порядка прошлых времен, но предлагал преобразование немецкого государства в соответствии с современными условиями ради могущества Германии. При этом он старался избегать крайностей консерватизма ушедшего с исторической арены дворянства и радикализма низших слоев. Новое социалистическое государство не может основываться на старой изжившей себя аристократии, необходимо создать новую «фракцию», новое правящее меньшинство – новую  элиту на основе аристократических идеалов: «…лучшая часть немецкого рабочего класса объединяется с лучшими носителями старопрусского государственного инстинкта в обоюдной решимости основать строго социалистическое государство… они спаяны единым чувством долга, сознанием великой задачи, волей к повиновению, чтобы повелевать, готовностью умереть, чтобы победить… чтобы утвердить то, что мы есть».

Существенным отличием революционного консерватизма Шпенглера от традиционного консерватизма  является отсутствие опоры на религию, в чем проявилось его ницшеанство (в соответствии с которым «Бог умер»). Государство должно быть основано на чистой «воле к власти» и не нуждается в божественной легитимации. Вообще, согласно Шпенглеру, политики будущего будут стремиться лишь к власти, не останавливаясь перед религиозными и моральными запретами и экономическими издержками.

Сутью нового государства должен стать «истинный социализм», или «прусский социализм». В его основе лежит «прусский инстинкт», который заключается в принципе – власть принадлежит суверенному целому, а отдельная личность ему служит, занимая свое место. Этот социализм является нелиберальным, антидемократическим, автократическим, он есть «система воли к власти», имеющая империалистическую цель. Социалистическое прусское государство – это «чиновничье государство», где нет частных лиц, т.к. каждый как член единого организма служит целому. Промышленность и вся экономика  должны быть подчинены государству.

Прусский социализм Шпенглер отличал от «этического социализма», который является выражением нигилизма, будучи основан на социальной критике и реформаторстве. Формами такого социализма были стоицизм и буддизм. Европейский этический социализм возник в середине XIX в. и особенно разрабатывался марбургской школой неокантианства, которые полагали его основателем И. Канта. Социальная критика была направлена против традиций, монархии, аристократии и религии.

Шпенглер также выделяет рабочий социализм, который, как и рыночный капитализм, является развитием мыслящего деньгами «типа торговца», характерного для Англии. Даже марксизм он считал, в сущности, английской теорией, т.к. его модель двух классов выведена из жизни торгашей: «Здесь существуют только «буржуа» и «пролетарий», субъект и объект предприятия, грабитель и ограбленный, совершенно в духе викингов». Шпенглер призывает освободить немецкий социализм от Маркса и противопоставляет классику социализма прусского короля Фридриха Вильгельма I: «Фридрих-Вильгельм I, а не Маркс был первым сознательным социалистом».

Источник