• О ПРОЕКТЕ

В первой части заметки я рассказывал об одном из центральных событий американской истории – сражении при Геттисберге, 150-летний юбилей которого отмечали в этом году. Несмотря на то, что это событие несомненно представляет интерес для любителей истории, особенно истории военной, первая часть была только вступлением к рассказу о том, что мне показалось очень интересным и поучительным. Во второй части заметки я рассажу о том, как заботливо, тщательно и с любовью сохраняют отечественную историю в Америке. Поскольку с канвой событий сражения при Геттисберге все знакомы хотя бы из части первой этой заметки, я буду упоминать события без пояснений и без особенных ссылок.

Речь уже шла о том, что сражение при Геттисберге явилось поворотным пунктом Войны Штатов, по крайней мере, в символическом смысле. Именно такое значение придается ему в историческом сознании американцев независимо от того на чьей стороне их симпатии в той давно отгремевшей войне. Поэтому неудивительно, что желание сохранить память об этом событии проявилось уже в 19 веке, вскоре после окончания войны.

Усилия по сохранению памяти о сражении не были навязаны правительством или “хозяевами жизни”, а исходили с самого низового уровня, в основном от ветеранов, ветеранских организаций и поддерживающих «своих» ветеранов штатов. Разумеется, учитывая характер войны, эти усилия, даже и вполне самодеятельные, не могли не носить идеологического характера апологии победы Севера над Югом, который в значительной степени сохраняется и до сих пор.

Эти начинания вместе с естественной поддержкой их правительством привели к тому, что еще в 19 веке значительная часть поля сражения была приобретена сначала ветеранскими ассоциациями, а затем у них – правительством на казенные деньги и передана в управление сначала военному ведомству, а впоследствии Службе национальных парков.

На протяжении всей истории поля битвы под Геттисбергом как национального памятника те представители федерального правительства, которые им управляли, всегда сотрудничали с ветеранами и штатами в деле сохранения истории. В результате этих совместных усилий поле сражения покрыто сегодня монументами и памятными отметками, поставленными федеральными властями, штатами и группами граждан, организованными самыми разными способами.

Подробная разметка поля и наличие пояснений в самой разной форме позволяет всякому интересующемуся, который имеет минимальное знание о происходившем, «оживить» события, знакомые по школьному курсу истории или второпях прочитанной популярной книжке. Знатоку-энтузиасту они позволяют подробно восстановить известные ему события на местности.

Сохранение живой исторической памяти включает и желание поддерживать местность на поле сражение в состоянии, позволяющем лучше понять происходившее. Поддерживаются или реконструируются стоявшие на местности здания ферм. Высаживается персиковый сад на месте Персикового Сада. В аутентичное состояние образца 1863 года Служба национальных парков старается приводить даже леса, поскольку деревья, никого не спрашивая, растут там, где их раньше не было и гибнут по разным причинам там, где они были, а разница в растительном покрове не позволяет представить обстановку боя.

Не менее важной и еще более очевидной задачей Службы национальных парков является такая организация доступа посетителей на поле (их число составляет около 2 млн/год), которая позволяет им все увидеть, ничего при этом не повредив. Ну а теперь, зная все это, посмотрим, что может увидеть посетитель национального парка в Геттисберге.

Первым делом он отправится в музей, располагающим большим числом интересных артефактов, который очень толково организован с целью дать представление о ходе войны, Геттисбергской кампании и сражения при Геттисберге и о реалиях жизни участников событий.

Вооружение, снаряжение и обмундирование пехотинца северян..
DSC_0023

и южан
DSC_0024

Артиллерийские снаряды и оборудование
DSC_0044

Это внешний вид музея и здания циклорамы
DSC_0056

Частью музея является циклорама (то, что в России обычно называется панорамой) работы французского художника-циклорамиста Поля Филиппото, на которой изображена атака Пикетта в момент наибольшего продвижения конфедератов (то, что называют “High water mark”). Интересно, что Филиппото много работал в Европе и его перу принадлежат циклорамы, изображающие взятие Плевны и другие события той войны. Не знаю сохранились ли они.

Конфедераты прорвались через “угол” и захватывают батарею; северяне подтягивают подкрепления
DSC_0016

Подкрепления северян спешат к месту боя; у дерева с саблей в руках стоит автор циклорамы (это было традицией – вписывать свой автопортрет в произведение)
DSC_0022

Размер поля, на котором развернулось трехдневное сражение, составляет свыше 50 кв. км (включая площадь города Геттисберг), что сравнимо с размерами поля Бородинского сражения. Территория свыше 16 кв. км принадлежит федеральному правительству и является национальным парком. Учитывая размеры поля, изучить его в пешем строю за один день невозможно, поэтому главный способ ознакомления с национальным парком – передвижение на автомобиле.

Предложенный администрацией парка маршрут по дорогам, соединяющим все критические точки поля, включает 16 остановок. Дороги эти обозначены совсем как в городе: Авеню Бьюфорда, Авеню Конфедератов, и т.п. Разумеется это не настоящие “авеню”. Их здесь не былои никто на них не живет; они проложены именно так, чтобы обозначать важные позиции и давать возможность проехать по полю на автомобиле. Этому маршруту следовать не обязательно, но скорее всего, вы и сами захотите остановиться в предложенных точках. Возможно вы захотите посетить еще несколько мест, которые не включены в «официальный» список, но также представляют исторический интерес.

Авеню Рейнольдса
DSC_0057

Авеню конфедератов
DSC_0155

Авеню Бьюфорда
DSC_0110

Для знатока тех событий никакие путеводители не нужны, потому что поле прекрасно размечено казенными отметками. Обозначены как критические места, так и расположение войск. На этих чугунных плитах (должен сказать, что я не вполне уверен в их чугунности; выглядят они как чугун, да, но на них же видна и патина; надо будет в книжке почитать из какого материала они сделаны) отмечено положение и кратко описаны действия всей пехоты и конницы с обеих сторон до бригады включительно, а артиллерии – и до батареи. Есть также небольшие музейного типа таблички с описанием событий в точках наибольшей важности, которые впрочем не должны понадобиться знатокам.

Это тот самый “угол”, у которого расположена т.н. “отметка верхнего уровня воды”
DSC_0498

А это описание разных типов монументов и отметок, которые можно встретить на поле
DSC_0062

Отметка места, где бригада полковника Винсента спасла для северян Литтл Раунд Топ на второй день сражения
DSC_0313

Здесь готовилась к атаке Пикетта бригада ген. Армистеда, который был в первых рядах своих солдат и был смертельно ранен вскоре после того, как они прорвали линию северян у “Угла”
DSC_0183

Это отметка на месте расположения корпуса Юэлла (конфедераты) с описанием его действий; такая же, как и все отметки расположения корпусов
DSC_0153

Это целая серия таблиц с описанием действий Армии Северной Вирджинии
DSC_0092

DSC_0093

Отметка у Берлоги Дьявола, указывающая, что эта берлога была занята бригадой Беннинга
DSC_0353

Музейная табличка возле остановки рекомендованного автотура у Пшеничного Поля с описанием произошедших здесь событий
DSC_0360

Маркерами штаб-квартир армий и корпусов являются вот такие поставленные вертикально пушки. На этой фотографии указатель штаб-квартиры ген. Сиклса, который самовольно выдвинул свой корпус к Персиковому Саду. На радость всем гидам и энтузиастам истории Войны штатов он был на редкость эксцентричным человеком, о котором я может быть еще скажу несколько слов
DSC_0398

Штаб-квартиры Мида и Ли отмечены еще и музеями. Мид располагался в этом крошечном домике вдовы Листер на расстоянии примерно полукилометра за линией обороны северян во время атаки Пикетта. Во время артподготовки южан он отвел свой штаб далее в тыл. Вдова Листер с детьми уехала из дома еще до начала сражения, а вернувшись, обнаружила дом многократно простреленным, плодовые деревья поврежденными, пшеницу помятую, а запасов сена не обнаружила совсем. Единственной компенсацией, которую она получила, был доход от продажи костей убитых лошадей, которых она нашла аж 17 голов на своей ферме, по 1 доллару за 200 фунтов. Кстати, никакой или почти никакой компенсации не получили и другие фермеры, имевшие поля и постройки на поле сражения.
DSC_0074

Это монумент генералу Миду, расположенный между “Углом” и его ставкой
DSC_0069 copy

Музей штаб-квартиры Ли частный. В целом это неудивительно, поскольку в Геттисберге немало частных коммерческих музеев. Но почему национальный парк не прикупил этот дом в точности не ясно. Самым вероятным объяснением мне кажется то, что по словам Ли, его ставка находилась в палатках, что и помечено пушкой, как положено. А вот что делал Ли в здании, где устроен музей, мне осталось неясно.
DSC_0086

DSC_0087

Те, кто не может похвастаться детальным знанием истории сражения, но хочет во всем внимательно разобраться, могут воспользоваться огромным выбором путеводителей по полю сражения, в том числе аудиопутеводителями, состоящими из книги и компакт-дисков, которые содержат рассказы о событиях, подходящих к разным точкам маршрута. Можно также воспользоваться услугами лицензированного гида; которые сдают экзамен по знанию истории сражения и топографии поля специальной комиссии администрации парка.

Любопытно, но положение батарей показано не только памятными досками, но и настоящими пушками. Под Геттисбергом было развернуто около 600 артиллерийских орудий с обеих сторон. Сегодня около 400 орудий находятся на поле; многие из них участвовали именно в этом сражении.

Батарея северян на Кладбищенском холме
DSC_0090 copy

Это 12-фунтовая (12 фунтов это вес ее чугунного ядра, так в те времена – а кое-где и в 20 веке – измерялся калибр) гладкоствольная пушка-гаубица, отлитая из бронзы, которую в ту войну называли просто «наполеоном» по имени Наполеона Третьего, императора Франции.

Это орудие конфедератов; на предыдущей фотографии показаны “наполеоны” северян
DSC_0106

Можно убедиться, что орудие гладкоствольное
DSC_0105 copy

Другие популярные орудия были сделаны из чугуна и были нарезными. Это пушка системы Парротта. Под Геттисбергом были парротты 10- и 20-фунтовые, в основном 10-фунтовые. Измеряемый по-современному калибр 10-фунтового парротта был 2,9 или 3 дюйма (73- или 76-мм если метрически). Пушки Парротта были из литого чугуна, который был относительно хрупким и склонным к разрыву при выстреле. Чтобы предотвратить это, казенную часть ствола оборачивали полоской кованого чугуна.

Парротты южан
DSC_0103

А это т.н 3-дюймовое арсенальное нарезное орудие (3-inch Ordnance Rifle) сделано из кованого чугуна, который не так хрупок, как литой, поэтому не нуждалась в специальном утолщении казенной части. Эти три типа орудий составляли большинство артиллерийского парка в обеих армиях.

Батарея “арсенальных” 3-дюймовок северян
DSC_0065

Ствол конфедератской трехдюймовки; видно нарезку
DSC_0107

И разумеется, вы увидите много монументов разной степени художественной и исторической интересности. Их устанавливали не на казенные деньги, а на собранные ветеранами или их штатами пожертвования. В зависимости от суммы пожертвований памятники бывают большие или маленькие, весьма сложной работы или очень простые, но в каждом случае на нем будет указан полк, а также обычно и краткая история полка (когда и где сформирован, когда расформирован, в каких сражениях участвовал и какие потери понес под Геттисбергом).

Вот очень скромный монумент 88 Пенсильванского добровольческого полка; указано, что он отличился в первый день боев, захватив пленных и два знамени
DSC_0083

А этот монумент в виде дерева с гнездом птицы напоминает о том, что ядро, попавшее в дерево на позициях 90 Пенсильванского добр. пполка, расщепило его и сбило на землю гнездо малиновки, после чего один из солдат забрался на дерево и вернул гнездо на место
DSC_0067

DSC_0068

Краткая история полка и его участия в сражении в первый день
DSC_0069

Один из немногих полковых монументов в форме креста
DSC_0051

Монумент 11 Пенсильванского пехотного полка. Вроде монумент, как монумент.
DSC_0098

Но у ног солдата лежит собачка Салли. Она сопровождала полк на войне, а под Геттисбергом сидела на том месте, куда сносили убитых солдат полка, охраняя их до тех пор пока всех не похоронили. Потом она пошла дальше и участвовала в других делах, пока не погибла в бою. Как видите, ей приносят корм для собак, игрушки и полевые цветы. Скажете язычество? Не без этого, но это значит также и то, что история для людей жива. Приносят постоянно, потому что все это смоет следующим дождем.
DSC_0100

Монументы находятся там, где находились полки в важные для их истории моменты битвы. Монументов может быть и несколько, если полк принимал участие в нескольких критических боях. Точность расположения монументов гарантируется тем, что они были установлены тогда, когда еще живы были многие ветераны. В тех случаях, когда полк располагался в линии вместе с другими полками, его фланги специально указаны соответствующими маркерами.

Здесь смыкались фланги 5 и 12 Пенсильванских резервных полков
DSC_0281

Это один из трех монументов Железной бригаде северян (полки из Висконсина, Мичигана и Индианы, всего 5 полков отчего монумент венчает пятилучевая звезда), которая отличилась в нескольких местах
DSC_0023 copy

А это “казенный” указатель для этой же бригады (1 бригада 1 дивизии 1 корпуса Армии Потомака)
DSC_0024 copy

Еще одной важной частью национального парка являются наблюдательные башни. Вы, наверное, заметили, что некоторые фотографии поля были сделаны с возвышения. В добавлению к естественным возвышенностям, существуют и три наблюдательные башни, похожие на парашютные вышки (их некогда было больше), смотровые площадки которых оборудованы указателями, позволяющими легко привязываться к местности.

Эта башня располагается на правом фланге конфедератов, обеспечивая хороший обзор всего поля 2 и 3 дней сражения, кроме Калпс-хилл’а, но на Калпс-хилл’е есть своя башня
DSC_0217

Указатель на смотровой площадке
DSC_0223

Откуда бы вам знать, что это правый фланг конфедератов?
Во-первых, вы возможно знаете, что на их правом фланге стояла бригада Лоу. Если не знаете, то сможете прочитать на чугунном маркере.
DSC_0248

А если и его пропустили, то увидите вот этот указатель, прямо гласящий, что здесь находился правый фланг Армии Северной Вирджинии
DSC_0260

В связи с тем, что заметка оказалась перегруженной фотографиями, я прерву ее здесь и продолжу позднее.

У некоторого числа читателей может возникнуть вопрос: И к чему нам все это восхваление того, как устроены музеи в стане нашего злейшего врага? Вопрошающим тако отвечу: Во-первых, это поможет нам всем разобраться – злейшего или же не совсем злейшего. Во-вторых, поможет разобраться в том, отчего он такой злейший, если уж все же злейший. В-третьих, даже у злейшего стоит кое-чему поучиться, а то ерунду всякую принимаем с готовностью и охотой, а хорошему учиться не хотим. Но я подробнее об этом расскажу чуть позднее, сразу как закончу показ фотографий.

Источник