• О ПРОЕКТЕ

Распад СССР, во многом, был закономерным и неизбежным процессом, который на волне «перестройки» набрал обороты и закончился тем, чем закончился. Не последним фактором, который привел к событиям 1991-го года, был, пресловутый национальный вопрос. Безусловно, распад Союза имел тяжелые последствия, особенно для тех миллионов русских людей, которые волею судеб, оказались жителями советских национальных окраин. Прежде всего, республик Закавказья и Средней Азии.

Однако главное судьбоносное и даже историческое значение этого события было то, что, от России (или СССР как будет угодно) «отвалились» те регионы, которые будучи де-юре частью единого государства, де-факто представляли из себя совершенно особый, духовно и ментально чуждый нам (русским/славянам) мир. Мир Востока, мир Ислама, который там никуда не исчезал, несмотря на светские принципы жизни общества, которые там внедрялись и официозную коммунистическую – интернационалисткую идеологию. В райкомах и обкомах сидели те же «баи» и «курбаши» с партбилетами в карманах, кланово-семейная принадлежность определяла место человека в обществе, традиции и религия определяли (пусть и неявно) характер гендерных, семейных отношений и так далее.

Да и бытовой национализм (прежде всего в отношении русских, да и славян вообще), в той или иной мере, всегда был. Особенно в провинции и деревнях. «Плавильными этно-котлами» и очагами «русского мира» (представители которого, в той же Средней Азии, в основном, составляли основу тамошних инженерно-технических и научных кадров) становились только крупные, как правило, столичные города – Баку, Алма-Ата, Ташкент. Парадокс – но единственное место, в Советском Союзе, где не было национализма – это русскоязычные регионы РСФСР, Белоруссия и большая часть Украины.

В конце 1980-х и последующие годы, положение русских, в той же Средней Азии, стало не самым лучшим.

К примеру, по данным переписи 1989 года, русские составляли 850 тысяч человек или 37 % населения Ташкента. Всего в Узбекистане, на тот момент, проживало 1,6 млн. русских (9,3 % населения). Сегодня, в той же Ферганской долине, доля русских от общего числа населения составляет менее 1%. Ещё нагляднее ситуация в Таджикистане, где на 1989 год (согласно переписи) проживало 388,4 тысячи русских (7,6% населения), а в 2010 году – 34,8 тысяч.

По большому счету, многонациональная империя распалась ещё весной-летом 1917 года, после известных событий. И может одной из первых стратегических ошибок новой советской власти стало «собирание» (далеко не всегда мирное и бескровное – даже наоборот) национальных окраин снова под «крышу» Москвы.

Можно конечно принять во внимание военно-политическую обстановку вокруг Советской России (в том числе и на её восточных рубежах), плюс экономические выгоды. Однако в этом процессе было больше идеологии, чем прагматизма. В любом случае в начале 1920-х годов большевики, вольно или невольно, заложили мину замедленного действия, механизм которой, со временем «тикал» все больше и больше.

Причем «прорывался» национальный вопрос в самых разных направлениях. На уровне бытовых отношений, в деятельности диссидентов националистического толка, в той же Армении, Грузии и даже на уровне партийных кабинетов. Иногда, все эти направления могли пересекаться, как в Грузии в 1978 году, когда встал вопрос об отмене в официальном делопроизводстве грузинского языка – в итоге язык был оставлен наряду с русским.

И сегодня, на уровне общественно-политических сил и даже на уровне явно просматривается то, что многие, до сих пор, мыслят «границами СССР» и идеей «великого братского народа». Весьма опасная тенденция. Какой бы трагедией не был распад СССР, попытка его воссоздать, в какой бы то ни было форме, будет самой большой глупостью нашего времени. «Советского пространства» уже не существует – ни юридически, ни даже ментально.

СНГ сегодня – это по большей части уже «мёртвая» конструкция.

А ЕАЭС и ОДКБ это, прежде всего, такие “клубы общих интересов”. А интересы – они сегодня сходятся, завтра расходятся… Так что дружить надо, но и дистанцию держать тоже не лишнее.

Попытки позиционировать «вехи» общей исторической памяти (особенно в этом плане эксплуатируется тема Великой Отечественной Войны) на официозном уровне, для большинства, выглядят не больше чем раздражающая слух демагогия. Не чувствуют уже духовного родства большинство жителей Средней Азии или Закавказья, ни со «славным советским прошлым», ни с современной Россией.

Более того, в республиках бывшего Союза, уже выросло поколение, не только не считающее себя “наследниками” советского народа, но и критически (и это ещё мягко сказано) относящееся ко всему периоду “совместной” истории и даже говорящие о “исторической вине” русских перед их народами (одна только тема “голодомора” чего стоит). В лучшем случае Россия – это сосед и место, куда можно поехать на заработки. Можно как угодно к этому относиться, но это остается свершившимся фактом…

Поэтому сегодня необходимо помнить и понимать – да мы соседи. Соседей, как и родителей не выбирают. Да, у нас могут быть общие экономические интересы и надо их реализовывать на взаимовыгодной основе. У нас есть общие угрозы и можно и нужно совместно с ними бороться (пример вышеупомянутой ОДКБ). Но МЫ никогда не станем ЕДИНЫМ целым. Чем никогда, по большому счету, и не являлись. И в гости к нам, пожалуйста, приезжайте, мы не против. Но ведите себя прилично и не ЗАСИЖИВАЙТЕСЬ. Если этого не понимать – последствия «огребать» придётся  очень долго…

Источник