• О ПРОЕКТЕ

В последнее время в российском обществе заметно активизировалась дискуссия на тему возможности правоконсервативного развития страны. Это, в свою очередь, означает, что правоконсервативным силам необходимо представить народу альтернативную концепцию развития, которая бы в корне отличалась как от левацкого, так и от либерального дискурсов. Правоконсервативные силы должны сформулировать свои принципы решения таких ключевых проблем, как: 1) роль государства в экономике, обществе и культуре, 2) отношение к собственности и приватизации, 3) отношение к труду как фундаментальной ценности, 4) социальный идеал и наше представление о справедливости. Бесконечные популистские мантры про «государствообразующий статус русского народа», «возрождение России на основе традиционных ценностей и духовности» и «уголовное преследование тех или иных русофобов», «выдворение из страны иммигрантов» способны лишь выполнять функцию гипнотических заклинаний для самих авторов этих заклинаний, но не смогут привлечь на нашу сторону широкие народные массы, уставшие от воровского, безнравственного либерализма, но не желающие возвращаться к всеобщей уравниловке, дефицитам в потребительском секторе и командно-распределительной системе. Правоконсервативный дискурс – это путь, основанный, в первую очередь, на симбиозе русской Традиции и прорывных инноваций в экономике, управлении и образовании. Неолибералы намеренно связывают воедино прогресс и либерально-рыночную модель. К чему приводят либеральные реформы, наш народ прекрасно знает.  

Правоконсервативная повестка дня подразумевает оптимальный переход к информационному и в то же время социально ответственному обществу в условиях глобализирующегося мира и предлагает адекватные ответы на вызовы современности. На сегодняшний день Россия столкнулась с рядом проблем, способных поставить под угрозу само существование государства и народа: незаселённость обширных территорий и демографический кризис, слабо развитая перерабатывающая промышленность и неконкурентоспособность отечественной экономики в целом (этот вопрос ещё сильнее обострится после вступления России в ВТО), колоссальное социальное расслоение и экологическое неблагополучие, духовная дезориентированность. Выходом из опасного положения может стать только основательное реформирование человека, общества и экономики на основе традиционных ценностей, национального самосознания, с учётом исторической преемственности и географических особенностей России. Руководствуясь данным целеполаганием, Россия сможет упорядочить модель собственного развития и занять достойное место в мировом сообществе. Лишь в этом случае мы сможем передать страну грядущим поколениям в достойном виде.  

Правоконсервативный дискурс – это новое целеполагание, вытекающее из нового социального идеала и социогенетического архетипа русского человека. Следует определить должное целеполагание нации для формирования её исторического задания. Целеполагание невозможно ни придумать, ни создать. Оно может только органично родиться в архетипах коллективного сознания нации, когда нация задастся вопросом о своем историческом предназначении. Решение этого вопроса невозможно без согласия в обществе, без гармонии и без целостности сознания нации. В данном вопросе многое зависит от российских элит. Понятие элиты на сегодняшний день в нашей стране либо размыто, либо искажено. Для того, чтобы элиты обрели своё лицо, они должны сформулировать социальный идеал, основанный на русской Традиции, а не на «рыночной морали».

Ключевыми проблемами, которые предстоит решить любой ответственной российской власти, являются следующие:

– незаселенность территорий и неравномерное распределение населения на территории России;

– депопуляция и деградация русского народа;

– экология и качество жизни;

– экономика и смещение акцента с сырьевой составляющей к перерабатывающей с акцентом на продукты глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью;

– определение вектора развития страны и общества через смещение акцента на научно-исследовательскую и изобретательскую деятельность как форму перехода к информационному обществу;

– решение проблемы самоидентификации русского человека и восстановление русского социогенетического архетипа.

Если пытаться и впредь игнорировать вышеупомянутые аспекты, то Россия окончательно пройдёт точку невозврата и весьма вероятно растворится в небытии. Рассмотрим теперь по очереди все пункты.  

Незаселенность территорий и неравномерное распределение населения на территории России

На текущий момент население России распределено по территории страны крайне неравномерно. Бурно развивающиеся мегаполисы притягивают к себе всё новые людские ресурсы, обескровливая и буквально уничтожая малые провинциальные города и деревни. Согласно наиболее пессимистичным прогнозам, урбанизация в России может привести к «южноамериканскому сценарию», характерному для таких городов как, например, Сан-Паоло и Мехико – гигантские перенаселённые города-муравейники, для которых характерны трущобы на окраинах, плохая экология, социальное расслоение и колоссальный уровень преступности.

Помимо этого, концентрация населения в мегаполисах и городах-миллионниках приводит к тому, что большая часть природных ресурсов остается невостребованной и неиспользованной, а промышленные производства, эксплуатирующие недра и природные богатства, функционируют на основе устаревших технологий, варварски эксплуатируя экологическое наследие России, не заботясь о его восстановлении. По сути, крупные города высасывают из страны все соки, усиливая социальный и экономический дисбаланс. Таким образом, текущее положение характеризуется целым комплексом проблем экономического, социального и экологического характера.

Исторический опыт России и многих иностранных государств показывает, что в подобных ситуациях наиболее дальновидные и ответственные  государственные деятели прибегали к политике рассеивания населения. Эта «внутренняя колонизация» была нацелена на то, чтобы разрубить гордиев узел социально-экономических противоречий. Вспоминая российский опыт, нельзя не упомянуть реформы П.А.Столыпина начала XX в., важным направлением которых явились меры, поощряющие переселение крестьян из густонаселенного центра на окраины империи – за Урал, на Дальний Восток, в Среднюю Азию и особенно в Сибирь. Успешным историческим примером, безусловно, является «новый курс» президента США Ф.Д.Рузвельта – комплекс социально-экономических и политических мер, направленных на преодоление «Великой Экономической Депрессии» 1920-1930-х гг. Одним из его ключевых векторов стало стремление государства развивать наиболее отсталые регионы страны, создавая новую инфраструктуру и промышленность (напр., создание в 1933 г. Управления долины Теннеси позволило, используя рычаги государственного регулирования экономики, не только превратить один из наиболее отсталых штатов США в бурно развивающийся регион с позитивной экономической динамикой, но и задействовать на государственных работах по созданию инфраструктуры многочисленную безработную молодежь).

Для решения проблем в современных российских реалиях необходимо учитывать целый комплекс специфических факторов, требующих серьезного анализа и научного подхода. Несмотря на то, что детальные подходы к новой переселенческой политике предстоит выработать, привлекая к разработке проекта ведущих экспертов и аналитиков страны, общие принципы проекта представляется возможным обозначить уже сейчас.

Так, наиболее продуктивным видится создание и развитие сети малых российских городов с численностью населения до 50.000 человек, с хорошо продуманной инфраструктурой, основанной на строительстве качественных транспортных артерий и каналов связи. Экономическое ядро города должно сформировать одно или несколько градообразующих предприятий, развивающих новые технологии, ориентированные не на добывающую, а на обрабатывающую промышленность и внедрение инноваций.

Чрезвычайно важным представляется также развитие технологий в рамках концепции SOHO (Small Office – Home Office – «малый офис/домашний офис»), позволяющей работодателю предоставить возможность сотрудникам работать из дома. Это касается, в первую очередь, программистов, менеджеров, ученых, журналистов, людей творческих профессий.

Рассредоточение населения по стране и людской отток из мегаполисов позволит покрыть Россию сетью малых городов, между которыми могут быть расположены комфортабельные поселки-пригороды. Мегаполисы продолжат свое существование, но их роль в экономической и социальной жизни страны должна уменьшиться. Помимо решения вопросов хозяйственного характера, такой подход позволит представить пути для разрешения целого комплекса проблем, речь о которых пойдёт ниже.

Депопуляция и деградация русского народа

Депопуляция, ухудшение генофонда и духовная деградация нации, без всякого преувеличения, являются краеугольными проблемами, от решения которых напрямую зависит существование России.

С 1992 г. страна ежегодно теряет до 1 млн. своих граждан. Согласно разным прогнозам, к 2050 г. население России может сократиться до 121 – 104,3 млн. чел. По демографическому неблагополучию Россия находится на первом месте в мире, сочетая низкую рождаемость, высокую смертность, низкие показатели продолжительности жизни и низкое качество жизни.

У молодого поколения граждан смещаются жизненные приоритеты в сторону желания сначала обзавестись материальными благами и только потом, в зрелом возрасте – ребенком. Во главе угла данного феномена стоит определённый вид социального эгоизма, вытекающего из потребительской морали и гедонизма. Когда потребление становится целью жизни, ребенок начинает мешать. Многие обыватели считают, что с рождением ребёнка уже не смогут себе позволить и половины того, что могут позволить себе без ребёнка. В результате люди «экономят на детях».

При сравнении демографической обстановки на Западе и в России ряд аналитиков приходит к выводу, что депопуляция особенно характерна для среднего класса больших городов. Это «болезнь духа», прямо не предопределяемая уровнем материального благосостояния. В России она распространилась, в том числе среди тех слоёв населения, которые причисляют себя к среднему классу и приняли его мировоззренческие установки, даже если по западным меркам их можно было бы причислить к бедноте.

Люди лишь тогда сознательно готовы пойти на продолжение своего рода, если в этом они видят смысл, если есть уверенность в завтрашнем дне, чувство защищённости, и самое важное – высшее целеполагание для существования нации и отдельного гражданина. При отсутствии этих посылов народ погружается в депрессию, грозящую, как и в психологии, перерасти в самоуничтожение, суицид.  

Ещё в XIX в. некоторые писатели и мыслители подвергали критике процесс урбанизации, называя города «могилами народов». В городе дети – лишние рты, в деревне – будущие помощники в нелегком сельском труде. Замечено, что при переселении в город деревенская семья в первом поколении сохраняет установку на многодетность и лишь во втором-третьем теряет ее.

Российская семья среднего достатка, решившаяся на рождение хотя бы одного ребёнка, тут же переходит в категорию семьи или с наименьшим средним или низким достатком. К тому же, даже в таких благопоучных с экономической точки зрения российских городах, как Москва и Санкт-Петербург, лишь незначительное меньшинство молодых семей может себе позволить купить или снимать квартиру.

При решении демографической проблемы в современных российских реалиях необходимо учитывать все перечисленные факторы, требующие серьезного анализа и научного подхода, а также обратить особое внимание на следующие обстоятельства:

а) в ситуации вымирания демография должна означать повышение рождаемости коренного населения, что требует минимизации количества разводов и решения проблем внутригосударственной миграции и трудоустройства.

б) рассматривая демографический вопрос, необходимо учитывать не только количественный, но и качественный аспект. Так, алкоголизация отрицательно сказывается на трудоспособности и состоянии генофонда нации. Этому деструктивному процессу следует противопоставить комплекс экономических, просветительских и ограничительных мер, включая введение государственной монополии на производство и реализацию спирта. В этой связи нельзя не упомянуть опыт скандинавских стран (Норвегия, Швеции, Дании, Финляндии), в которых ещё в начале ХХ в. за трезвый образ жизни активно выступали церковь и гражданские объединения.

Продолжение следует