• О ПРОЕКТЕ

Ответ лежит на поверхности. Это защита привычного образа жизни и уверенность в завтрашнем дне. Это логично и очевидно, но почему-то медленно и постепенно ускользает этот смысл из голов обывателей различных стран и народов.

Человеческий социум всегда стремился делиться на определённые группы и классы, чтобы проще и эффективней отстаивать свои права. Если ритм жизни и технические достижения средних веков позволяли людям комфортно пребывать в цехах, гильдиях и сословиях, то век XVIII – XIX изменил многое. Плотность коммуникаций, средства связи, железные дороги, каналы и прочие технические новшества поставили обобщенный цех или сословие перед выбором: держаться за старое и быть съеденным конкурентами или же объединиться со смежной структурой.

Начинают формироваться нации, делящиеся не по профессиональному признаку, а объединяющие людей с общим культурно-этническим кодом. Безусловно этот процесс начался гораздо раньше, и первые протогосударства несли в себе черты будущих национальных образований. Кроме того, ни XIX, ни даже XX век не вымыли полностью профессиональные объединения (профсоюзы, наднациональные корпорации, «бизнес и ничего личного» и т.п). Но общий вектор формирования социальных институтов был таковым: объединюсь с человеком, говорящим со мной на одном языке, он меня обмануть не должен.

Сегодня прогресс всё ускоряется и процесс глобализации добрался до самых потаённых уголков мира. Сегодня часть мировой «элиты» подсовывает нам новую модель ненационального общества. Сникерсы и поп-культуру можно эффективно производить в разных уголках Земного шара, так зачем нам национальные границы.

Это предложение заманчиво, но опасно. Действительно, в 70-90-ее годы XX века, пока была в полном цвету старая модель с её национальными интересами, распахнутые ворота глобализации смотрелись красиво. Человечество мыслило национально, поэтому порядок и безопасность поддерживались на должном уровне, если не считать межгосударственных конфликтов. Мир динамически развивался, осваивались новые ресурсы, пространства и территории, поэтому деятелям наднационального уровня было где развернуться. Но и граждане национальных государств не чувствовали от глобализации дискомфорт. Лишь выгоду.

Позже, уже на наших глазах, когда мир окончательно замкнулся в кольцо, национальные государства сильно потеряли в суверенитете, все резко ощутили путы глобализации. Целые отрасли промышленности в ряде стран были уничтожены, целые пласты культуры превратились в маргинальные элементы, а, наоборот, маргинальные произведения оказались подняты на щиты в виде образчиков.

Человеческая цивилизация постепенно запускается в узкий замкнутый коридор. Об этом писал и Оруэлл, и Евгений Замятин («Мы»). Между рядовым человеком и главами корпораций и государственных союзов постепенно истончается прослойка национального самосознания, которая обеспечивала определённый порядок в жизни людей. Как только окончательно смоются границы, позволяющие хоть как-то идентифицировать принадлежность человека к социальной/этнической/религиозной группе, тут же на его правах можно ставить крест. Кто такой этот человеческий организм? Он не немец, ибо нет уже страны немцев, он не христианин, ибо «христианство» — это уже не сообщество людей с определёнными взглядами и жизненными принципами, это уже просто «сервис» по удовлетворению части потребностей, этот человек даже уже не специалист инженер, это обслуживающий персонал для огромного автоматизированного завода, который после пары тройки усовершенствований перестанет вообще нуждаться в людях.

Безусловно и религиозное, и национальное, и профессиональное, и культурное самосознание ещё живёт в людских сообществах, поэтому шанс не раствориться в серой массе у нас есть. Необходимо лишь осознать угрозу и противостоять ей. Лучше всего противостоять, объединившись по ряду сходных признаков – общая история, общая культура, общий или родственный язык.

Именно поэтому Европейский Союз Новой Европы должен включать в том числе и Россию, но быть построенным не на принципе вавилонского смешения народов, а на добровольном союзе суверенных национальных государств. Именно за этим будущее.

Бирлов Артём