• О ПРОЕКТЕ

XIX век. Эпоха сосуществования старины и перемен. Эпоха борьбы за свободу – Европа по-прежнему поделена на многонациональные империи. Эпоха политических движений, эпоха, породившая новое явление в жизни общества – молодёжные движения.

Какие стойкие ассоциации вызываются у обывателя, едва он услышит про «молодежное движение»? Наш человек, вероятно, вспомнит про Комсомол, британец и американец – про движение скаутов, немец и австриец – про «железную молодёжь» Гитлера (фашизму вообще присущ корпоративизм и желание объединить всех в единую систему).

Это всё справедливо, поскольку XX век нам относительно близок, да и ярких событий хоть отбавляй, но корни подобных движений идут из середины века XIX.

Конечно, первые молодёжные организации были тесно связаны с церковью. В 1844 году была создана Юношеская христианская организация, существующая и поныне. Появилась она в Лондоне усилиями обычного торговца Джорджа Уильямса и вскоре распространилась по миру – в России также появилась своя ячейка этой сети, с ней были связаны Рахманинов, Стравинский, Бунин. В чём основа движения? Конечно, в распространении и укреплении идей христианства, но большое внимание уделялось спорту (к примеру, баскетбол и волейбол возникли в среде ЮХА), изучались гуманитарные и точные дисциплины, члены ассоциации учились медицине и оказанию первой помощи (благодаря деятельности организации возник Красный Крест, а в годы Первой мировой ее участники спасли немало жизней, работая в лазаретах и «курируя» лагеря военнопленных).

Берлин, Париж, Бухарест — 1848 год просто взорвал Европу

В 1848 году в Европе начинают бурлить события Весны народов. Революции во Франции, Австрии, Германии, на Апеннинах и даже в Румынии выдвинули на первый план деятелей прогрессивных взглядов. В основе революционного движения стояли, в том числе, студенческие союзы – в Австрии был создан даже Академический легион из студентов Вены, легионеры принимали самое активное участие в событиях революции, сражаясь с силами реакции, правительственными войсками. Образованная молодёжь Австрии активно впитывала идеи свободы, особенно это распространялось среди народов, находящихся под иноземной властью Габсбургов – чехов, венгров, хорватов, поляков и других. К примеру, революция в Венгрии, ставящая одной из целей освобождение от германского господства, началась с восстания в Пеште венгерских студентов, всколыхнувшихся под влиянием воззвания своего товарища Шандора Петёфи.

Революции в большинстве своём были разгромлены, но они оставили неизгладимый след в европейских обществах. Идеи свобод и национального возрождения, в том числе, зарождавшегося панславизма, распространялись очень быстро. В 1848 г. в Праге даже состоялся Славянский конгресс, на котором обсуждались вопросы будущей славянской федерации, принимались варианты символики (сине-бело-красный флаг как общеславянский и гимн – песня Само Томашека «Гей, славяне!»). Под влиянием конгресса в Праге произошло восстание, которое было подавлено, однако для идеологии панславизма конгресс сыграл важнейшую роль.

В чешских землях идеи панславизма и национального возрождения были быстро подхвачены интеллигенцией и передовой молодёжью. Как грибы после дождя стали возникать разнообразные клубы и группы, опирающиеся на панславистские идеи в своей деятельности. Кроме того, всё более важную роль в жизни общества начинает играть спорт; активно стали распространяться спортивные кружки. Здоровый человек, да ещё и патриот – вот сила, с которой не справиться никому! Теперь уже совместить физическое с духовным стало одной из задач интеллигенции.

Славянский конгресс, Прага, 12 июня 1848 года

Впервые подобные идеи были воплощены в студенческих ассоциациях Праги и Яблонеца, где одинаково занимались чешские и немецкие студенты. В 1844 г. учителем физкультуры Рудольфом Стефаны был создан публичный спортивный зал, который посещали около сотни молодых людей. Его вскоре заменил Ян Малыпетр, который стал первым чешским преподавателем физкультуры в гимназии Старого города в Праге. Одним из учеников его был Фридрих Тирш. При активном участии Тирша между чешскими и немецкими студентами были организованы состязания, которые положили начало новой эпохе в истории чешской педагогики и культуры.

Фридрих Тирш родился в 1832 году в немецкоязычной семье. Родители Фридриха умерли от туберкулёза, когда ему было 6 лет, и воспитывался он уже в семье дяди. Дядя привил ему трепетное отношение к чешской культуре, воспитал его в духе романтического национализма, и вскоре на месте Фридриха Тирша возник Мирослав Тырш: молодой человек настолько пропитался идеями панславизма, что вскоре сменил своё имя. Тырш участвовал в революционных событиях 1848 г. в Праге, затем обучался в знаменитом Карловом университете, получил степень доктора философии и даже опубликовал несколько статей в «Словнике научном» – первой чешской энциклопедии.

Тырш активно занимался самообразованием, достиг определённых успехов, но с академической работой не складывалось, и ему пришлось покинуть Прагу, занявшись воспитанием на дому. Тогда же он заинтересовался идеями античного воспитания – синтез спорта и образования. Параллельно он знакомился и укреплял связи с другими деятелями чешского национального возрождения, в частности, с Йиндржихом (урождённым Генрихом – происхождением они были схожи) Фюгнером, бывшим предпринимателем. Фюгнер оставил бизнес, но финансовое благополучие позволило ему предложить активному Тыршу свой проект возрождения идей калокагатии – сочетания духовного и физического воспитания, в основе которого лежит создание молодёжной организации.

Фридрих Тирш/Мирослав Тырш, портрет 1883 года

Пока эта идея была в стадии зарождения, Тырш участвовал в другом деле. Первоначально усилиями академических товарищей Тырша был предложен проект создания гимнастического клуба на основе прошлого опыта. В феврале 1861 г. была создана «конституция» Подготовительного комитета, которая, однако, не имела финансовых средств и обратилась за помощью к директору филиала одного из крупных австрийских банков в Праге Эдуарду фон Зойттеру. Зойттер заявил, что деньги на столь важный прогрессивный проект у него найдутся, но… Это должна быть немецкая ассоциация. Немецкий устав, немецкая терминология, немецкая гимнастическая подготовка…

Это страшно возмутило Тырша. Его, пламенного чешского патриота, мечтающего о возрождении национального духа, пытаются заставить отречься от собственных взглядов и делать то, что, по его мнению, угнетало чешскую самобытность! Он категорически отказался участвовать в проекте, и варианты устава на чешском языке не были переведены на немецкий. Немцы, тем не менее, свою ассоциацию создали сами. 16 января 1862 г. появился «Deutscher Prager Turnverein», который и был профинансирован вышеуказанным банком, и с 1 марта того же года начали занятия в собственном спортивном зале на Бартоломейской улице.

Чехи взялись за свою организацию отдельно и своими силами. 16 февраля 1862 года Тырш и Фюгнер провели учредительное совещание в Малыпетровой чешской гимназии в Старом городе, где было создано «Пражское гимнастическое общество», символом же избрали изображение сокола в полёте. Устав был создан на основе прежнего, предлагавшегося Тыршем в предыдущий проект; поначалу это сильно сближало немецкую и чешскую ассоциации (в организационном плане, конечно).

Члены клуба «Чешский Сокол» в спортивных костюмах, начало XX века

Конечно, финансировать организацию должен был Фюгнер. К основному уставу Тырш сам разработал дополнения, которые должны были подчеркнуть самостоятельность чешского клуба. К примеру, к спортивным дисциплинам добавились пение и выходы на природу. Таким образом, 5 марта 1862 году усилиями двух соратников был создан «Чешский Сокол» – проект физического и духовного воспитания чешской молодёжи. Правда, «Соколом» он официально стал называться с 1864 г., сохранив всю инфраструктуру, руководство, символику и устав.

Кстати, отношения между «Соколом» и немецкой ассоциацией, несмотря на первоначальные размолвки, были довольно приятельскими. Немцы и чехи принимали совместное участие в организации различных культурных и спортивных мероприятий, в том числе, ежегодных городских празднествах.

Сокол расправляет крылья

Постановлением собрания старостой «Сокола» был избран Йиндржих Фюгнер, а его первым заместителем – Мирослав Тырш. В исполнительном комитете были собраны видные деятели чешской культуры: граф Рудольф Турн-Таксис (представитель известной династии Турнов, к которым принадлежал знаменитый Йиндржих Турн времён Тридцатилетней войны) – создатель «Глагола пражского», смешанного певческого хора; педагог Эмануэль Тоннер; врач и писатель Эдуард Грегр и его брат юрист Юлий Грегр (их усилиями была создана газета «Народны листы», издававшаяся на чешском языке); преподаватель Рудольф Скугерски, Фердинанд Напрстек, Томаш Черны, Ян Крышпин…

Фюгнер оплатил покупку земли под строительство спортивных залов, занятия предполагалось проводить с 18 часов до полуночи. По завещанию Фюгнера, после его смерти вся инфраструктура должна была перейти в собственность «Сокола». В декабре 1863 г., наконец, все постройки были завершены и введены в эксплуатацию.

«Чешский Сокол», или просто «Сокол», должен был стать локомотивом чешского национализма. Идеи нравственности, морали, глубокое изучение истории чешской культуры изучались наравне с занятиями по физической культуре. В какой-то мере это была одна из первых молодёжных организаций, в основе которой имелись военизированные черты.

У «соколов» была своя форма, созданная из элементов одежды разных славянских народов – русские штаны, польская куртка, черногорская шапка. Кроме этого, на волне популярности движения Гарибальди, красные рубашки также были включены в форму одежды членов «Сокола».

Члены клуба «Чешский Сокол» в форме, 1880-е годы

Система проведения занятий тщательно разрабатывалась Тыршем. В основе, как он и планировал, были заложены античные подходы. Бег, прыжки в длину и высоту, метание диска, метание копья и борьба. Вскоре к ним добавились прыжки с шестом.

В 1865 году в число дисциплин были включены плавание, гонки лодок, а также бокс. Также на базе «Сокола» стали преподавать верховую езду и стрельбу, притом объём стрелковой подготовки вырос пятикратно за два года!

Отдельно совершенствовалась гимнастическая составляющая подготовки. В 1873 г. Тырш закончил разработку чешской гимнастической терминологии и выпустил работу «Основы гимнастики», которая вскоре стала популярна.

Деятельность «Сокола» была настолько разнообразна, что члены общества даже получали противопожарную подготовку! Под лозунгом «Кто пожарный, тот сокол!» с 1868 г. были созданы специальные группы, обучавшие противопожарному делу. В состав общества быстро вливались и молодые рабочие из чешских промышленных городов.

Помимо физической подготовки, молодые чехи получали образование на национальном языке, изучая историю, культуру Чехии, её перспективы. Всё это скреплялось националистической риторикой и пропагандой идей панславизма – то, о чём страстно мечтал Тырш и его соратники. «Сокол» был кузницей чешских патриотов.

Духовное образование было бы неполным, если бы игнорировалась роль религии в становлении и развитии чешской культуры. Спортивные залы и классы для обучения были освящены. Выступая 6 сентября 1883 г. перед «соколами» в честь освящения символики общества в Хотеборе, известный чешский националист Франтишек Ригер сказал: «Как настоящие рыцари Христовы, в духе самых известных периодов нашей истории, везде вы стали защитники истины!». В 1871 г. «Сокол» принял участие в праздновании 900-летней годовщины основания Чешской епархии католической церкви. Участвовали «соколы» и в самом строительстве церквей, хотя в сокольской среде было много антиклерикалов, что привело даже к отделению от «Сокола» общества «Орёл», чьи принципы базировались на спортивном и религиозном обучении. В отличие от «Орла», «Сокол» зависим от католической церкви не был и занимал самостоятельную позицию.

1913 год

Тырш считал, что «Сокол» мог и должен был стать основой для боевой подготовки чешской молодёжи. На волне событий, связанных с австро-прусской войной, Тырш предлагал дать «соколам» возможность военной подготовки и даже организацию патрулей без участия в боевых действиях. Какой был интерес у чешского патриота влезать в драку двух немцев? Вероятно, он считал, что это будет прекрасная возможность для «соколов» получить реальный военный опыт, что могло в будущем стать основой национальных вооруженных сил. В начале 1867 года «Сокол» утвердил подготовку в два этапа: зимнюю часть с октября по апрель (включала теоретическую подготовку, изучение оружия, патрулирование и безопасность службы) и летнюю (май-сентябрь), включавшую стрельбу, полевые выходы, строевую подготовку, штыковой бой и основы медицинской помощи.

Имперское правительство с сомнением отнеслось к такой инициативе, и, хотя Тырш даже предлагал охрану границ, предложение принято не было, «Соколу» была лишь выражена благодарность за «защиту монархии с оружием в руках». При поддержке Тырша на чешский язык переводились справочники по основам боевой подготовки. Лишь в 1909 г. Ландвер дал согласие на подобную подготовку, но реально она проходила и без этого. «Соколы» подготовили чешскую молодёжь к будущим баталиям на фронтах Первой мировой и революционной борьбы за независимость.

Популярность «Сокола» быстро росла. К 1867 году число членов общества приближалось к двум тысячам, а «гнёзда» появились в других городах, в том числе в Брно, Оломоуце, Кутна Горе и Прибраме. Это не могло остаться незамеченным со стороны австрийской полиции, и за «соколами» стали внимательно наблюдать. В 1875 году состав движения насчитывал почти 8 тысяч соколов, из них уже более тысячи прошли полный курс подготовки.

Стоит отдельно сказать про символику и принципы общества. Ещё 1 июня 1862 года чешская писательница Каролина Светла представила обществу знамя, созданное на пожертвования чешских женщин и девушек. Оно представляло собой красно-белое полотнище, украшенное славянским орнаментом и вышитым изображением летящего сокола. Главными принципами объявлялись «свобода, равенство и братство», а каждый член общества именовался «братом». Первоначальное приветствие «Да здравствует Бог!» было вскоре заменено на нейтральное «Nazdar!», что примерно переводится как «Будь здоров!». Популярна в рядах «соколов» была «Сила льва» – патриотическая чешская песня, написанная специально для общества. Часто использовались лозунги «Один за всех и всех за одного!», «Вечное движение, вечное беспокойство!», «Правда победит!», «За народ и дорогую Родину!», «В здоровом теле здоровый дух» и другие.

В среде «Сокола» шла и борьба взглядов между «младочехами» и «старочехами». «Младочехи» всячески ратовали за упрощение многих моментов, связанных с деятельностью «Сокола», в частности, за расширение базы за счёт вливания в него рабочих организаций. Предметом спора было даже неформальное обращение на «ты», принятое в обществе!

Прерванный полёт

Как бы там ни было, но «Сокол» становился всё сильнее. С 1882 г. стали проводится «слёты» – «соколы» из разных городов «слетались» на массовые спортивные праздники, делились опытом, принимали решения по поводу дальнейшего развития общества, участвовали в митингах и демонстрациях. В первом слёте приняли участие 1572 человека.

«Соколы» и верховая езда

В 1887 г. имперское правительство наконец разрешило создание официального союза клубов «Сокол», это событие было большим успехом для всего чешского национального движения, а также дало импульс продвижению сокольских принципов среди других славянских народов. Было создано централизованное управление ячейками «Сокола» в Чехии, наиболее подготовленные «соколы» были отправлены в качестве инструкторов-специалистов в Краков, Любляну, Загреб, где были созданы свои сокольские «гнёзда». Целая сеть националистических ячеек, да ещё и с прекрасной спортивной и боевой подготовкой! Габсбургам, вероятно, было мало других проблем.

В 1889 г. «соколы» выступили на Всемирной выставке в Париже, где получили несколько медалей и установили тесные контакты с французскими спортивными обществами. В 1890-е на базе «Сокола» были созданы новые программы обучения, адаптированные для подростков и женщин, затем к идеям чешского национализма и панславизма добавились идеи улучшения труда рабочих (поскольку рабочий класс всё активнее участвовал в жизни «Сокола»). На третьем слёте было принято решение упростить формы тренировок и сдвинуть программу подготовки к эталонной «Сокольской гимнастике» Тырша, усилив духовно-образовательную сторону.

К этому моменту основателя движения «Сокол» уже не было в живых – в 1884 г. Мирослав Тырш погиб при невыясненных обстоятельствах, официально было объявлено, что он утонул в реке Эцталер-Ахе в Восточных Альпах. Однако столь неожиданная гибель Тырша вызывала подозрения к австрийской полиции.

«Сокол» добрался до Лейпцига, Гамбурга и Берлина, Львова, Белграда и Познани, Санкт-Петербурга, Одессы, Москвы и Тбилиси. Свои «гнёзда» появились в Будапеште, Копенгагене, Париже и Лондоне. «Сокол» перелетел океан и осел даже в США и Аргентине! Правда, в каждой из новых ячеек были свои взгляды на духовную сторону воспитания (в частности, польские «гнёзда» практически не использовали панславистскую идеологию, памятуя о недавно подавленных выступления против России), но основные принципы единства физического и духовного воспитания, а также свободы, равенства и братства нашли самую горячую поддержку в любой точке мире, где оставил свои следы «Сокол».

Бурному усилению организации помешала Первая мировая война. В связи с расширением цензуры и идеологии антипанславизма, в 1915 году деятельность «Сокола» была запрещена. Наиболее ярые члены арестовывались, активы закрывались. Страшное недоверие к чехам и их преследования привели к массовым дезертирствам из армии (а может, и наоборот). Дело «Сокола» продолжалось на войне – сокольское приветствие «Nazdar!» применялось в чешских легионах, сформированных в России и Франции, сами соколы непосредственно участвовали в войне с ненавистным габсбургским режимом.

После получения независимости Чехословакией общество было возрождено, однако своё слово «Сокол» уже сказал и своей цели уже добился – было воспитаны несколько поколений чешских патриотов, сумевших вернуть своей стране свободу, а себе создать вечный ореол славы.

Источник