• О ПРОЕКТЕ

У меня есть серьезные основания полагать, что моногамия совершила настоящую революцию в развитии человеческого общества, увеличив сплоченность мужской популяции, снизив конкуренцию между ними за женщин, повысив предсказуемость и доверие в обществе и уменьшив риски, связанные с наследованием.

В самом деле, когда вопрос с женами решен, доверие между мужчинами возрастает — им уже не нужно видеть друг в друге конкурентов. Санкции по отношению к изменникам и общественный характер брака закрепляли подобные соглашения. Возможно, я не сильно ошибусь, если скажу, что моногамия укрепила положение частной собственности — поскольку брак, деторождение и наследование тесно взаимосвязаны между собой и частной собственностью.

Отсюда неизбежно следует, что общества, где практиковалась полигамия, а власть имущие создавали себе гаремы, не отличалось стабильностью и уважением к правам собственников. Османы, китайцы, и другие, кто практиковал гарем, демонстрируют это со всей ясностью.

Так, у китайских императоров были впечатляющие гаремы численностью в 3000 наложниц (есть сведения, что у императора Сюань-Цзуна их было 40 тысяч), у османов до 1200. Вы можете подумать, что ничего плохого из этого возникнуть не могло. Но это не так. Обилие жен порождало обилие сыновей. Различные статусы между сыновьями и женами порождали дворцовые интриги — история правителей Китая, Османов — это история интриг, предательства, убийств, детоубийств и т.д. Гаремы породили институт евнухов — приставленных следить за гаремами кастрированных мужчин (чтобы они не могли вступить в половую связь с наложницами), которые постепенно становились настолько могущественными, что сами становились центром интриг во дворце.

Европейские народы, принявшие христианскую веру и лучшие качества германцев и романских народов, напротив, не пошли этим путем. Моногамия стала общей чертой европейской жизни, что позволило европейской расе развиваться в условиях относительной стабильности. Европейцы быстро разработали институты, которые способствовали установлению понятных правил: Церковь не позволяла королям и императорам даже разводиться, а порядки наследования власти постепенно обрели ясную форму. В то время, как китайцы и турки убивали друг друга в междоусобных войнах и погрязали в дворцовых интригах, как и арабы, христианские народы избавлялись от этого, формируя единое пространство с едиными правилами. “На протяжении веков полигамия была обычным явлением для всех, практически, народов не затронутых европейской цивилизацией. Однако по мере расширения границ западного мира и, как это сейчас модно говорить, наступлением глобализации, полигамия все более и более вытеснялась на задворки так называемого «цивилизованного» общества. Чем дальше на восток, от влияния греко-римской цивилизации, тем большей популярностью и признанием традиционно пользовались полигамные браки. Китай и Япония издревле считали полигамию добродетелью. В Китае считали, что в первую очередь не хороший мужчина делает брак хорошим, но хороший брак, и в особенности с несколькими женами, делает мужчину благородным и сильным. Считалось, что чем больше у человека жен, тем более развивает он свою мужскую потенцию”.

Я допускаю, что причиной постепенного отставания арабов, китайцев, османов и других народов, где полигамия была нормой, от европейцев является в т.ч. полигамия. Они продолжали жизнь варваров, которые падки на телесные наслаждения, что мешало им направить свою энергию на созидание — практически все великие открытия и технологии сделаны народами Европы, а более всего германскими, славянскими и романскими народами. Двор был центром нестабильности, пороховой бочкой у этих древних цивилизаций, а кроме того — паразитом, поскольку содержание гаремов было очень дорогостоящим предприятием. Правители этих восточных народов тратили на свой роскошный статус огромные деньги, которые изымались у простых людей. Активно развивался непотизм. Апофеозом двух разных путей развития стало покорение европейскими мужчинами этих изнеженных цивилизаций. Бедные мужчины из этих некогда варварских народов ринулись к благам европейской цивилизации, потому что могли только там найти равноправие и уверенность. Этим объясняется та легкость, с которой миллионы азиатов приняли европейские представления о браке. Сегодня у них нет гаремов, что, безусловно, обусловлено влиянием Европы.

 

Довольно крупные гаремы были у правителей империи Великих Моголов. Они могли включать в себя до 5000 женщин, в т.ч. обслуживающий персонал.

Говоря о равноправии, я говорю, что европейские мужчины были между собой равны в том, что касается естественных прав. Система взаимоотношений между мужчинами в Европе складывалась таким образом, что те, кто имеют власть, могли потерять её, если посягали на права других мужчин слишком рьяно. Еще у германских варваров было в порядке вещей избирать себе вождей, затем у христианских народов избирались короли и императоры. Власть правителя держалась на одобрении других мужчин и легко могла быть потеряна им, если он превышал те полномочия, которые были ему даны. Но не так было у арабов, китайцев и многих других. У них власть была куплена временной лояльностью, а не личной доблестью. Правителя окружало не сообщество равных вооруженных мужчин, а холуи и лизоблюды, орды чиновников, заискивающих перед правителем. Китайские императоры и турецкие султаны окружали себя не благородством воинов, а евнухами и наложницами, проводили в их окружении большую часть своего времени — куда они могли вести свои народы, как не к неизбежному отставанию?

Удручающее влияние гаремов на жизнь общества продемонстрировано множественными примерами из истории. Поскольку правители имели много женщин, от которых рождалось много сыновей, между ними неизбежно возникали интриги и противостояния за власть. Султан Селим Первый убил своих братьев Ахмета и Коркута — все трое были от разных матерей. Мехмед Завоеватель казнил своих родственников мужского пола, когда вступил на престол. Мурад Третий казнил от пяти до девяти своих братьев (от разных матерей). При чем у самого Мурада было до 29 сыновей (точное число не известно), из которых было казнено 19 (в один и тот же день). Его сын, Мехмед Третий казнил 15 беременных от отца наложниц. Мурад IV-й казнил своих братьев Сулеймана и Баязида (последний был единокровным братом). Примеров из истории османов можно продолжать бесконечно. Но не только гаремы османов порождали этот мрак, тоже самое было у китайцев и арабов. Еще раз обратите внимание — гаремы были не только у верховных правителей, но и у князей и высокопоставленных чиновников, а то и просто тех, кто мог себе это позволить.

В Китае гаремы были источником вечного противостояния евнухов с императорами, пытавшимися ослабить их влияние и женщин, стремившихся привести к власти своих несовершеннолетних сыновей, чтобы править от их имени в качестве регента. Так, У Цзэтянь (Тан), четвертовала и утопила в вине всех своих соперниц, не постеснявшись даже задушить собственную новорожденную дочь ради интриг (хотя это только предположение). Она правила от имени своих сыновей, которых меняла на троне как перчатки: сначала Чжунцзун, потом Жуйцзун. Тем же самым занималась Люй-хоу, жена Гаоцзу, во времена династии Хань, физически уничтожала других жен императора и сводных сыновей своего сына (Хуэйди), а после его смерти сажала на трон своих малолетних сыновей.

Полигамия также способствует ненависти между сыновьями и отцом. Имея много сыновей от разных жен и наложниц, соответственно имеющих разные придворные статусы, отцы не всем уделяли одинаковое влияние и не со всеми устанавливалась нормальная здоровая родственная связь, основанная на любви и уважении между родителем и ребенком. Например, история Великих Моголов это доказывает. Так, Шах-Джахан дважды восставал против своего отца Джахангира (он был одним из 7 сыновей). Сын Джахангира Хусрау-Мирза после неудачного восстания против отца был ослеплен и задушен. Аурангзеб сверг своего отца Шах-Джахана и заточил его. Он был одним из 9 сыновей. В истории османов таких историй тоже немало — сыновья восставали против отцов, отцы казнили сыновей. Казалось бы, полнейшее варварство, но все это они делали ради власти, когда как не со всеми детьми они проводили много времени и не испытывали к ним теплых доверительных чувств.

Справедливости ради, надо отметить, что в христианской европейской истории полигамия (но не гаремы) практиковалась некоторое время у Меровингов, хотя не идет ни в какое сравнение с многотысячными гаремами турков и китайцев. Однако и две-три жены (и наложниц) было достаточно, чтобы попасть в капкан полигамии — меровингские междоусобицы и братоубийства вошли в историю.

Разумеется, можно сказать, что я привел примеры правителей, когда как большинство простых людей жили в моногамных браках. Так и есть, ведь у этих людей не было и нет столько права на ошибку, как у развратных султанов и китайских императоров. Расточительность и жизнь паразитов на теле экономики всей страны только и позволяла правителям разбрасываться своей сексуальностью. Однако это не стало спасением для большинства из них от издержек полигамии — низком доверии между представителями одного пола, интриганства, междоусобиц, братоубийств. Не зря в естественных условиях люди склонны к выбору моногамии (большинство из людей), институт брака формировался эволюционным путем в результате предпочтения его безудержной полигамии. Не зря Бог сотворил мужчину и женщину и соединил их союзом “двое одна плоть” от начала времен. Не зря моногамные народы одерживали победы над полигамными. Издержки полигамии действует на любом уровне — не только правителей. Просто на примере правителей это легче всего продемонстрировать и их угнетающий пример влияет на все общество, так как в таких культурах государство, как правило, имело большие полномочия для вмешательства в жизнь людей (и дороже им обходилось, пожирая значительную часть ресурсов).

Наконец, интересно заметить, что современная критика социалистов во многом направлена именно на институты европейской цивилизации, когда как к народам и культурам Востока они относятся довольно лояльно. Не совпадение, что образ угнетателя у левых — это европейский мужчина. Но почему же тогда этот угнетатель был первым, кто дал мировому сообществу универсальный закон и порядок, защиту от бесконечного насилия и братоубийства? Зачастую правители так и не прикасались к наложницам, попросту не замечая их. Таким образом, эти несчастные женщины были лишены всякой возможности познать радость материнства и как-либо реализовать себя в жизни, так как всю жизнь проводили в роскошном дворце. Может, европейская цивилизация спасла жизни не одной тысяче женщин народов Востока?

Александр Станкевичюс

Источник

  • “Кабаки и бабы доведут до цугундера” ©Горбатый :)))