• О ПРОЕКТЕ

Несмотря на “мутную” историю финансирования “Матильды”, режиссер Учитель получил от государства новые гранты.

Похоже, скандалы стали слишком большим искушением для отечественных «мастеров культуры». Несмотря на раздирающие российское общество споры, умело подогревая страсти вокруг фильма «Матильда», режиссеру Алексею Учителю удалось получить от государства финансирование для своих новых проектов. Но если с творца особого спроса нет – кто же откажется от дармовых денег, – то позиция распорядителя «кассы» – главы Минкульта Владимира Мединского – вызывает удивление. И не только в случае с «Матильдой». 

По информации Life.ru, принадлежащие режиссёру Учителю компании ТПО «РОК» и «Новые проекты» получили в сентябре субсидии от Минкультуры на общую сумму 35,5 млн рублей. На сайте Министерства сказано, что речь идет о производстве фильма «Битва» и детской ленты «Музыка». В свою очередь сайт Фонда кино обещает поддержку фильмам Учителя «Цой» и «Стрельцов». Кроме того, деньги пойдут на проведение Недели российского кино в Великобритании. В рамках этого мероприятия пройдет британская премьера «Матильды», на которую автор пригласил британскую королевскую семью. 

Причина подобной щедрости Минкульта не очень понятна. В условиях плохо выстроенной системы контроля за расходованием средств, государство, финансируя творческий замысел автора, порой получает за свои деньги нечто прямо противоположное. Именно такая метаморфоза и произошла в свое время со сценарием «Матильды», который был изменен до неузнаваемости. Вместо фильма о балерине Кшесинской страна получила… сами знаете что. Мутная история финансирования этого проекта оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Тем не менее министр Мединский лично «воюет» за картину Учителя. 

В нарушениях закона вокруг «Матильды» пытается разобраться депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она упрекает Учителя в слишком вольном обращении с казенными средствами и других грехах. «Бывшие партнеры режиссера, – обращает внимание депутат, – выкладывают информацию о подмене сценария, нецелевом использовании бюджетных средств, нарушении авторских прав…, а также предоставлении недостоверных документов для получения прокатного удостоверения (ведь 280 млн рублей выделялись под другой сценарий, о балерине, а не о Святом Государе)». 

А вот выводы, публикуемые экс-прокурором, касаются уже не только режиссера, но и тех, кто создал ему государственную синекуру. «Он [Учитель] снял примерно 11 фильмов. Как режиссёр и одновременно как продюсер. Практически все его фильмы финансировались за счёт государства. Но ни один его фильм не окупился. Ни один! Эти фильмы – финансовые банкроты. Вместе с тем личное благосостояние Учителя неуклонно растёт», – отмечает Поклонская. Наверное, при этих словах кому-то «наверху» стоит задуматься. 

Вообще, количество и «качество» скандалов, связанных с деятельностью Минкультуры, в последнее время зашкаливает. Также как и вопиющая некомпетентность возглавляемого Мединским Российского военно-исторического общества (РВИО), ответственного за ряд проектов министра. Чего только стоит последняя история с размещением на памятнике русскому оружейнику Михаилу Калашникову схемы разборки немецкого автомата «Штурмгевер-44». Рабочие-мигранты, срезающие болгаркой неуместный элемент памятника, – это ли не символ безответственного легкомыслия РВИО? 

Поразительно, но в организации, по чьей инициативе и был установлен монумент, даже и не думают признавать свою вину за «косяк». «Если памятнику уделили столько внимания в обществе, значит, он вызвал какие-то эмоции», – абсурдно заявили в РВИО. Так скандал, начатый сторонником АТО в Донбассе музыкантом Андреем Макаревичем, которого памятник Калашникову возмутил своим милитаризмом, продолжился уже по вине «своих». А в финале всей этой свистопляски – публикация в немецкой газете Sueddeutsche Zeitung, в издевательском тоне написавшей о «патриотически-монументальном стиле» скульптора Щербакова. Министр Мединский хотел как лучше, а получилось как всегда.  

Как в свое время в Петербурге, где по инициативе Мединского установили памятную доску маршалу Маннергейму, не просчитав всех социальных последствий такого шага. Понятно, что накануне визита в Финляндию Сергея Иванова захотели сделать финнам приятное в расчете на успех переговоров по актуальным вопросам. Но для того и существует РВИО, чтобы давать компетентную оценку подобным инициативам. В результате и министр культуры, да и Сергей Иванов тоже – они оба присутствовали на церемонии открытия памятной доски, буквально сели в лужу, а доску пришлось эвакуировать в музей Первой мировой войны в Царском Селе. 

Возможно ли осознание Мединским связанных с его ведомством проблем? Кто знает… Пока от него поступают разнонаправленные сигналы. Так, вчера, 25 сентября, комментируя установку бюста Сталина на «Аллее правителей» в Москве, он произнес: «Единственный способ избежать ошибок, постараться не наступать в 25-й раз на одни и те же грабли – это знать и не забывать и историю, и тех, кто эту историю творил собственными руками». Одновременно министр анонсировал ужесточение контроля над финансовой отчетностью культурных учреждений, получающих госфинансирование. Поводом для этого стало дело «Седьмой студии» режиссера Серебренникова. 

Складывается впечатление, что именно Уголовный кодекс является самым действенным инструментом воспитания в российских чиновниках должной ответственности за бережное обращение как с государственными деньгами, так и с историей страны. Бывший прокурор Наталья Поклонская поняла это первой.

Источник

 

  • Человек не на своем месте всегда жалок.