• О ПРОЕКТЕ

Осенью 1877 года вся Европа обсуждала новости, приходившие из болгарского городка, названия которого еще совсем недавно никто не знал, помимо местных жителей. Короли и министры водили пальцами по картам, где в самом центре были обозначены его контуры. В газетах Англии, Франции, Российской империи постоянно звучало имя этого городка: Плевна, Плевна, Плевна…

Под Плевной решалась судьба большой войны.

Здесь противостояли друг другу армии двух великих держав: Турции и России. Туркам помогали западноевропейские государства. Англичане строили для них боевые корабли. Из Германии прибыли в турецкую армию пушки. А Россия выступала в союзе с Румынией и болгарским народом.
За пятьсот лет до того Болгария подверглась турецкому завоеванию. Нелегко пришлось болгарам. На них легло бремя огромных налогов. Болгары исповедовали православную веру, а турки – ислам. К иноверцам же турецкие правители относились очень сурово.

Болгары не раз восставали против турецкого ига, но терпели поражение, и их освободительный порыв турки топили в крови. Весной 1876 года вспыхнуло очередное освободительное восстание. Болгары сражались храбро, но силы были неравны. Мощная турецкая армия разгромила плохо вооруженные, слабо обученные повстанческие отряды. Турки сожгли и разграбили десятки болгарских городов и сел.
Тогда армии двух братских православных стран, России и Румынии, пришли, чтобы спасти болгар. Летом 1877 года российские войска перешли через Дунай и высадились на турецкой территории. Так началась освободительная война.

Сам российский император Александр II шел с войсками.

С малыми боями и большими сражениями русские силы продвигались вперед. У города Плевна им преградила путь большая турецкая армия под командованием Осман-паши.
Турки построили мощные укрепления-редуты и поставили на них сильную артиллерию. В июле 1877 года русские полки дважды ходили на штурм, но прорваться не смогли.
С этого момента внимание половины мира было приковано к битве за Плевну. Русский современник освободительной войны сказал: «Не напрасно бои за Плевну вызвали среди русской общественности такой интерес, столько надежд и разочарований. Не случайно этот далекий город стал особенно популярным среди обыкновенных русских людей!» Вся страна ждала победы. Но добиться ее пока не удавалось.

К осени русская армия лучше подготовилась к очередному приступу. 11 сентября ее полки пошли в атаку на турецкие редуты. Повсюду били пушки, стреляли ружья. Поле сражения заволокло дымом.

Дошло до рукопашного боя.

Наступление на один из участков турецкой обороны возглавил храбрейший русский генерал Михаил Дмитриевич Скобелев. Он командовал войсками, ездя на белом коне, всегда в белом мундире. Генерал не боялся турецких пуль. Его отряд шел в бой с музыкой и барабанным боем. Скобелев овладел двумя турецкими редутами, прорвался к Плевне.

Но остальные войска не добились таких же успехов, поэтому наступление было прекращено.

Тянулись дни осады: турки не сдавались, русские не уходили из-под города.

Новую тактику предложил российский генерал Эдуард Иванович Тотлебен, большой мастер инженерного дела. Он жалел солдат, во множестве погибавших во время штурмов. Плевну, по его мнению, следовало тесно блокировать со всех сторон русскими войсками. Так, чтобы Осман-паша ниоткуда не мог получать помощь. Тогда турки сами вылезут из города…
Тотлебен возглавил создание обширного пояса русских укреплений, которыми он перекрыл все дороги, ведущие в Плевну.

Теперь турки жестоко страдали от недостатка пищи. Их солдаты тайно разбегались из боевых частей.
Утром 10 декабря Осман-паша предпринял отчаянную попытку прорваться сквозь кольцо укреплений Тотлебена. Турки дерзко бросались в атаки, а русские отбивали их натиск плотным огнем пехоты и артиллерии. Русская армия в тот день показала необыкновенную стойкость.
Осман-паша не сумел прорваться. Ему осталось отдать свою саблю и объявить, что оборонявшая город турецкая армия сдается в плен. Его подчиненные сложили оружие.
Так закончилась борьба за Плевну. И как только Плевна пала, стало ясно, что Россия победит в этой войне.

Русские войска рванулись вперед. Вскоре передовые части царской армии стояли в предместьях турецкой столицы – Константинополя.

Османское правительство поспешило заключить мирный договор. Он был подписан в Сан-Стефано, столичном пригороде. На карте Европы появилось новое, Болгарское государство. Еще пока на правах автономного княжества, но со времен турецкого завоевания XIV века. Впоследствии эта автономия перейдет в полную независимость. Благодаря России, после многих веков турецкого ига болгары получили национальную свободу.

Наши дни оскудели почтением к подвигам русской армии тех огненных лет. Болгары, оказавшиеся под пятой Евросоюза, устами осторожных академиков говорят о той войне как о «самоосвобождении», роль русских ныне в болгарской исторической литературе урезается почти что до нуля. Немногие осмеливаются вспомнить, что Россия заплатила за освобождение болгар десятками тысяч жизней… Наш соотечественники просто не особенно вспоминают эту войну. Ныне, в 2017 году, исполняется 140 лет величайшим битвам и победам на русско-турецком фронте, а где конференции в честь подвигов наших предков? Где волна научно-популярных фильмов, передач по центральном ТВ и в радиоэфире? Где юбилейные чествования? Там капелька, тут капелька, а в целом — скудость! Более того, из либерального лагеря время от времени раздаются голоса: «Да так ли хорошо, что мы тогда победили? Рост национального самомнения помешал реформированию России в истинно европейское государство современного типа…»

Роль русско-турецкой войны надо поднимать — в учебниках, в научно-популярной сфере, в государственной идеологической политике. Это великий успех России, грешно молчать о нем, грешно забывать его. Ведь Россия воевала не только на почве геополитических интересов. Она прежде всего шла освобождать братский православный народ, а потом уже всё остальное. Политика склонилась перед верой. Так и должно быть у нас, в России. Всегда.

Источник