• О ПРОЕКТЕ

Советник Дональда Трампа покинул Белый Дом, но его идеи ещё сильны в Белом доме.

Через два дня после ухода с поста старшего советника президента Трампа, Стивен Бэннон объяснил почему он позвал нас в свой дом на Кэпитол Хилл для разговора.“Вы наши враги”, сказал он, пренебрежительно добавив: “вы поддерживаете эту радикальную идею, свободную торговлю. Я имею в виду, что это правда радикальная идея.” С возвращением на свою старую должность, руководителя Breitbart, агрессивного правого сайта, Бэннон хочет ясно дать понять, что он всё ещё любит склоки. “В Белом доме у меня было влияние”, как он многократно повторял в ходе долгой дискуссии. “В Breitbart у меня есть власть.” 

В гостиной, украшенной христианской иконографией и политическими безделушками, Бэннон рассказал о своих противниках в Белом доме. Это конечно республиканцы из конгресса(“Митч Макконнелл, я ему задам”), Китай(“А давайте сорвём им Один пояс и один путь[прим. Китайский проект единых морского и сухопутного Шёлковых путей]”), а также “элиты Кремниевой долины и Уолл Стрит – они просто кучка глобалистов, которые совершенно позабыли об американцах.” Несмотря на то, что он сам настаивает на добровольности своего ухода, сообщают что он всё таки был вынужден уйти в отставку. И всё таки Бэннон обещает никогда не атаковать своего бывшего босса. Разумеется Брайтбарт будет призывать Трампа придерживаться популистского и националистического курса, начатого Бэнноном. “Мы никогда не пойдём против него. Но мы также не дадим ему принимать решения, которые могут ему навредить.” Сайт уже показал пример подобного своим пренебрежительным освещением флип-флопа Трампа по вопросу Афганистана, куда он решил отправить больше американских солдат и против чего резко выступил Бэннон. 

Всё это Бэннон представил американским СМИ как чистую монету, чем заметно перепугал их. Но страх рассеивается. В ранние месяцы президентства Трампа он был на равных с главой аппарата, Рейнсом Прибусом, который также был уволен в прошлом месяце, и успел запустить одни из самых смелых инициатив администрации, такие как ограничение для въезд для некоторых мусульманских стран. И всё таки его популистская повестка(основанная на трёх китах – ограничении иммиграции, воссоздании рабочих мест путём реиндустриализации и торговой политики, а также вывода американских войск из иностранных конфликтов) с тех пор пошатнулась. 

Трамп, как показывает его заявление по Афганистану, теперь слушает других советников. А среди них Джаред Кушнер и Макмастер, с которыми как раз и сражался Бэннон. Теперь, когда Бэннон вернулся на 244-й в Америке по популярности сайт, эти фигуры получат преимущество и усилятся. И всё таки его привязанность к СМИ понятна, так как влияние Бэннона на Америку оказалось огромным. 

Он никому не был известен, когда был нанят вести избирательную кампанию Трампа в прошлом августе, но он уже изменил политику американских элит и богачей. Как ньюйоркец и ведущий реалити-шоу “Ученик”, Трамп уже имел узнаваемость на национальном уровне и достаточно либеральные взгляды, особенно на контроль над оружием и иммиграцию. Для республиканца, к коим он себя иногда причислял, у него было очень много небелых фанатов и сторонников. Судя по бестселлеру, посвящённому партнёрству Трампа-Бэннона, журналиста Джошуа Грина, Брайтбарт и его босс сыграли решающую роль в убеждении Трампа перевыпустить самого себя в качестве правого популиста и националиста, выступающего против политически-корректного истеблишмента. 

В качестве главы избирательного штаба Трампа, Бэннон убедил его удвоить усилия. “Американский народ понимает его причуды и перепады характера, и его это не волнует”, говорит он. “Страна жаждала перемен, а Обама не смог их провести в достаточном объёме. Я говорил, мы должны взять националистическую повестку, мы должны стать варварами, и мы победим.” 

Трампу всегда нравились подобные “грубые” методы, так что естественно он наградил Бэннона отличной олжностью в Белом доме. Его главной задачей было исполнение предвыборных обещаний президента, которые Бэннон выписал на доске в офисе в Западном Крыле. Именно Бэннон, вопреки советам прочих членов администрации, уговорил Трампа выйти из Транс-Атлантического партнёрства и Парижского соглашения о климате. 

Для Бэннона, который прошёл путь от рабочего класса Вирджинии до карьеры на Уолл Стрит и в Голливуде, эти соглашения олицетворяют безрассудную глобализацию, которую он считает катастрофической для американского рабочего и которой необходимо избежать. Он ужесточил риторику после посещения Гонконга. Бэннон считает игры Китая с ВТО “экономической войной” против Америки и рассматривает его как ключевого противника. Ревностный католик, который верит в неизбежный цивилизационный конфликт, он видит в росте Китая растущей и важнейшей угрозой для Америки, а значит Китай нужно вновь убрать на задний план истории. “Я хочу, чтобы мир посмотрел на 100 лет назад и сказал, что их меркантилистская конфуцианская система проиграла, а либеральный иудео=христианский запад победил.” 

Трамп разделяет презрение Бэннона к торговым сделкам, его взгляд на мир, где не может быть компромиссов и победитель забирает всё, а также неуважение к соперникам. Однако у него не так уж много твёрдых позиций. Президент и высмеивал, и защищал иммиграцию, которую Бэннон считает дополнением к глобализации, он поддерживал и критиковал военные интервенции, которые Бэннон считает разрушительным развлечением элит. Этот контраст между идейным Бэнноном и податливым президентом дал ход карикатуре, где Бэннон представлен в образе злобного Свенгали. И всё таки преданность ему Трампа всегда зависела от способности Бэннона достигать побед. 

У президента есть, если не прямые идейные противоречия с Бэнноном, но разные склонности, например его приверженность военным и бизнес элитам, которыю яростно критиковал бывший советник. (“что же сделали элиты?”, спрашивает Бэннон. “Это те самые ребята, которые устроили нам Ирак, которые пустили Китай в ВТО и сказали, что всё это будет началом правового миропорядка.”) Когда какие-то из схем Бэннона терпели неудачу – например в случае запрета на визы для мусульман, который не был принят судами – Трамп всё чаще обращался к своим более привычным советникам таким как Кушнер и Макмастер. В частности, в плане торговли и безопасности они давно уже подталкивают его к мейнстриму. В то время как Бэннон советовал Трампу выйти из NAFTA и вывести войска из Афганистана, тот лишь едва начал пересматривать членство в первой и ввёл в Афганистан ещё больше войск. Нарастающая изоляция сигнализировала о скором уходе Бэннона из Белого дома. 

Несмотря на всё это он продолжит оказывать на администрацию долгосрочное влияние по трём причинам. Во первых, там осталось несколько близких ему популистов, таких как Стивен Миллер, советник по политике и Джеф Сешнс, генеральный прокурор. Вторым является сам президент, иногда. Несмотря на признаки тяготения к умеренности, он всё ещё ненавидит старые торговые сделки, о чём и напомнил последователям на съезде в Финиксе, в Аризоне, 22 августа. Он заявил ,что “возможно” выйдет из NAFTA “в какой-то момент”. 

Также влияние Бэннона будет проявляться в убеждении Трампа, что президент отвечает только перед своими сторонниками. Бэннон также поощрял эту позицию. Это проявилось, когда Трамп двусмысленно отреагировал на столкновения в Шарлоттсвилле, которые никак не коснулось сторонников Трампа и в которых Бэннон начал защищать “белых супрематистов” в своей циничной пристрастной манере на страницах Breitbart, где он отмахнулся от любого расистского подтекста. “Я думаю он прекрасно отреагировал на Шарлоттсвилль,” настаивает он. “Демократы тут ничего не значат.” Оба они склонны обвинять СМИ в той ненависти, которая нарастает в обществе и во всех этих политических движениях. Ту же тактику использовал Трамп в Финиксе, где он обвинил лживых журналистов в “предоставлении платформы” белым супрематистам, который он так неохотно осудил. 

Третий фактор, благодаря которому Бэннон сохранит значимость, по его словам, это его высокое положение в Breitbart. Стоит признать, что сайт не сможет поддерживать тот уровень ярости и энергии в сторонниках Трампа, какой был там во время противостояния консерваторов Обаме. Всё таки проще выступать против атакуемого президента, чем защищать его. Однако теперь, когда некоторые конгрессмены-республиканцы оказались главными противниками Трампа и учитывая промежуточные выборы в следующем году, Breitbart попытается запугать критиков Трампа – а заодно напомнить президенту, кто его настоящие друзья. “Я идеолог, и поэтому я ухожу,” говорит Бэннон. “Я могу создать базу, создать для президента тыл. Чем жёстче он будет действовать, тем активнее будет наша поддержка.”

Источник