• О ПРОЕКТЕ

Оказавшееся одной из основных тем этого журнала описание высоких идей и героических деяний светлобудов и благомыслов, двигающих общество непременно вперед, а отнюдь не назад, оказывается неполным, если оно останавливается только на победах и одолениях передового отряда прогрессивного человечества на пути в светлое будущее.

Самые выдающиеся успехи на этом фронте не приносят окончательной победы, если они не закреплены надежным контролем над прошлым. Каждый крутой поворот в обществе сопровождается изменением его взглядов на свое прошлое. Людям из России и сопредельных стран не требуется ходить за примерами слишком далеко. В 1920е годы место истории заняли неживые марксистские схемы, а образ дореволюционного прошлого из цветного стал преимущественно черно-белым. Борьба классов вытеснила из прошлого всякую живую жизнь. Даже исторические факультеты университетов были закрыты преобразованы в соответствии с новыми взглядами. Через некоторое время начальство спохватилось и слегка отработало назад, придя к выводу, что преподавание истории в СССР поставлено неудовлетворительно, носит отвлеченный, схематический характер, подменяя связное изложение истории отвлеченными социологическими схемами. Но это просто близкий нам всем пример, речь пойдет не об этом.

Прогрессисты Америки достигли выдающихся успехов на пути в светлое будущее. К немалому их сожалению, эти успехи стали причиной досадных помех на пути побед и одолений в виде временного поражения политических организаций прогрессистов на выборах; не все граждане в достаточной степени оценили важность вопроса о том, в какой туалет следует заходить мужчинам в женском платье, для придания будущему надлежащей формы. Но это ни в коей мере не останавливает прогрессистов, поскольку время работает на них (тут я вовсе не шучу). Они изо всех сил продолжают свою работу по приближению желанного ими будущего, а также по реформированию прошлого. В этом деле они добились в последнее время немалых успехов, действуя вполне по шаблону раннесоветских борцов с «неправильной» историей.

Вы несомненно знаете, что Война штатов 1861-1865 гг, известная также как Гражданская война в США, по многим причинам стала переломным моментом истории этой страны. В этих событиях можно найти истоки очень многих характерных и важных черт ее общественной жизнигосударственного устройства и политического режима. Речь может идти и о таких важных частностях, как милитаризм, усиливающаяся унитарность государства, примат исполнительной власти над законодательной, и все возрастающее всевластие правительства, и о такой общей черте как излишняя уверенность народа и его правительства в своей правоте, даже можно сказать самодовольство, которое вполне можно охарактеризовать как мессианство.

Война Штатов была вызвана многими причинами. То, что одной из этих причин было различное отношение к рабству, несомненно; Юг держался за него в большей степени, чем Север. Но и кроме этой разницы между Югом и Севером было немало различий, расхождений во мнениях и прямых противоречий. Во многом различались их культуры – не только в стереотипах поведения, но также и во взглядах на будущее; мечта о державности, глобальной роли США играла большую роль в общественной мысли Севера, но мало вдохновляла Юг. Между ними были значительные экономические и политические конфликты; тарифная политика Вашингтона была выгодна Северу и разорительна для Юга. (Слова «Хватит кормить янки» вполне могли бы быть одним из лозунгов для Юга того времени.) Две части страны имели достаточно оснований для того, чтобы расстаться и отправиться в будущее – каждая своим путем. Такой результат был предметом чаяний южан. В свою очередь, Север стремился железной рукой загнать Юг в светлое будущее.

То, что отмена рабовладения не была главной причиной войны видно уже из того, что Линкольн издал указ об освобождении рабов только на территории Конфедерации и то почти через два года после отделения Юга. Прошло восемь месяцев после окончания войны, когда рабовладение было отменено на всей территории США.

Чтобы не вдаваться в подробности этой интересной и неисчерпаемой темы, резюмирую, что рабство было далеко не единственной причиной Войны Штатов. У нее было много самых разных причин; некоторые из них сводились к экономике, но были и те, что связаны с глубоким культурным размежеванием. В общем, все было, как обычно бывает в жизни – непросто. В связи с этим, Северу было легче победить Конфедерацию на полях сражений, чем затем интегрировать Юг в единую страну.

Для этого было предпринято немало шагов. Часть из них были вполне официозные, а часть шла, как здесь говорят, от «корней травы», т.е. снизу. Полным успехом это не увенчалось и по сю пору, но очень многое было сделано, чтобы люди позавчера ходившие друг на друга в штыковые атаки, могли бы быть гражданами одного государства.

Очень интересны в этом смысле кинохроника, показывающая общие слеты ветеранов сражения у Геттисберга по случаю 50- и 75-летних юбилеев битвы в 1913 и 1938 гг. К сожалению, сегодня мы можем увидеть только киноматериалы; последний ветеран Войны Штатов (солдат Конфедерации) скончался в 1959 году. Но остаются на века памятники, оттого они так и называются.

Я впервые увидел памятник солдату Конфедерации задолго до того, как заинтересовался историей Войны Штатов. Последнее произошло не в результате разнообразия моих интересов в военной истории (они на эту войну не распространялись), а в результате осознания того, что многие характерные черты сегодняшней Америки растут именно из тех событий.

Этот памятник находится на территории университета в городе Чэпел-хилл штата Северная Каролина и называется в просторечии «Безмолвный Сэм». На постаменте стоит фигура молодого солдата Конфедерации. Барельеф на передней стороне постамента изображает студента, оставляющего учебники и по призыву своей родины – Сев. Каролины – отправляющегося на войну. Он был сооружен в 1913 году в честь 321 погибшего в Войне штатов выпускника университета (40% студентов Университета Чэпел-хилла участвовали в войне на обеих сторонах конфликта) и всех студентов, воевавших в армии Конфедерации.

Безмолвный Сэм в Чэпел-хилле

Это было типично для Юга того времени. В 11 Миссисипском пехотном полку рота A (они тут по буквам, а не по номерам) называлась «университетские серые», поскольку почти целиком состояла из студентов Университета Миссисипи. Они участвовали в атаке Пикетта и продвинулись глубже всех других подразделений конфедератов в оборону северян. После этого в роте не осталось ни одного солдата, который не был хотя бы ранен.

Памятник 11 Миссисипскому полку под Геттисбергом; на табличке – список рот.

Повторю, когда я увидел «Сэма» в первый раз, Война штатов меня интересовала мало, но мне показалось, что наличие памятника стороне, потерпевшей поражение в гражданской войне, является хорошим примером примирения сторон смертельного конфликта, хотя бы и связанного с прошествием многих лет и превращением текущих событий в историю. В последующем я повидал немало памятников конфедератам, в том числе поставленных на поле сражения у Геттисберга, в котором победу одержали северяне. Про них я уже много раз писал, поэтому ограничусь ссылками. (О памятниках на поле сражения в Геттисберге.)

Более того, немало монументов сооружено непосредственно с целью увековечить историческое примирение. На поле у Геттисберга в районе действий в первый день сражения находится Мемориал Мира называемый «Вечный Свет». Это обелиск с урной наверху, в которой горит вечный огонь, с террасой у подножия вдоль стены которой идет надпись «Вечный мир в единой нации». Мемориал этот сооружен в память встречи ветеранов битвы в 1913 году, а открыт он в 1938 году – во время 75-летнего юбилея. На передней стороне обелиска – две женщины в античных облачениях, символизирующие Север и Юг, и американский орел. Есть и другие мемориалы, посвященные именно примирению сторон после Войны Штатов.

Вам может показаться, что это очень разумный, даже мудрый, подход народа к своему прошлому, и я с вами соглашусь. Но при наличии таких памятников и вообще целостной памяти о прошлом, уровень сложности восприятия истории превосходит предел, допустимый внутри прогрессистской системы взглядов на жизнь, вселенную и все прочее. Простая идея, что в жизни общества в целом и в его истории в частности «не все так просто», кажется прогрессистам опасной тем, что может затормозить движение общества вперед.

Продвижение идеи прогресса всегда связано с очернением истории, поскольку в противном случае желательная направленность прогресса иногда теряет очевидность. Прогрессисты создали развернутую «черную легенду» о Средних веках. Подобная же была создана прогрессистами советского разлива о дореволюционной России, когда главной чертой хоть поэта, хоть государственного деятеля прошлого становилась причастность обсуждаемого лица к эксплуатации крепостных. Сходным образом, современные российские прогрессисты создают «черную легенду» о советском периоде истории и даже об истории России последних десятилетий. Чтобы вам не показалось, что я считаю Россию уникальной в этом отношении, приведу и другую легенду о прошлом – прошлое Латвии включает оккупацию силами СССР, но исключает Российскую Империю, латышских стрелков и товарища Пельше.

То же самое происходит и здесь. Прогрессисты борются за снижение сложности того материала, который следует освоить сторонникам их учения, ведь многие из них становятся таковыми еще за школьной партой, а школота – она и в Африке школота. В некотором смысле, взгляды современного благомысла возвращаются к основным пунктам военной пропаганды северян. Согласно им, образование Конфедерации есть не более чем измена присяге и государственное преступление, а единственная ее цель – сохранение института рабства. На вопросы вроде «90% воевавших на стороне Конфедерации не имели рабов; каковы были их побудительные мотивы?» дается ответ в духе первых послереволюционных лет Советского государства: «они надеялись владеть рабами впоследствии» (как же иначе – «Суворов был царским сатрапом и крепостником»).

Такому подходу неуютно от наличия вокруг предметов, которые одним своим видом (скорее даже, одним своим существованием) подвергают сомнению упрощенную версию прошлого. В позапрошлом году прогрессисты вовсю боролись с изображением конфедератских флагов. Теперь открыт сезон охоты на памятники. За последние месяцы было демонтировано (или было принято решение о демонтировании) не менее шести памятников Конфедерации.

Самый известный случай произошел недавно в Новом Орлеане, там убрали четыре памятника, в т.ч. президенту Конфедерации Джефферсону Дейвису и генералам Ли и Борегару. Статуя Ли стояла в Новом Орлеане с 1884 года.

 

В городе Шарлоттсвиль собираются убрать (или уже убрали) статую генерала Ли (и «Каменной Стены» Джексона, насколько мне известно).

Памятник генералу Ли в парке Ли города Шарлоттсвиль

В Орландо убрали статую, известную в просторечии как Johnny Reb (Reb=Rebel, т.е. «Повстанец Джонни»; это собирательное имя для солдата Конфедерации вроде «Томас (Томми) Аткинс» во времена Киплинга, от которого пошло просторечное название британских солдат – «томми»). Статуя была установлена в 1911 году.

Джонни Реб в Орландо

Музей в Геттисберге: витрины, демонстрирующие типичную экипировку солдата Войны Штатов, представляют северянина как Billy Yank и южанина как Johnny Reb.

Джонни Реб отправлен на кладбище

Мэрия Балтимора рассматривает вопрос о демонтаже нескольких конфедератских монументов. (Казалось бы – удивительное дело, ведь Мериленд даже не был частью Конфедерации, а монументы там есть.) Пока вопрос решается, а его решение требует немалых денег, которых у города, страдающего от преступности и бедности, никогда не хватает, около памятника генералам Ли и Джексону (эта интересная двойная конная скульптура была установлена в 1948 году) поставлена табличка с политкорректным разъяснением того, что этот памятник был сооружен с целью поддержания ложных идей превосходства белой расы. Любой протест против сноса памятников немедленно объявляется расистской выходкой и т.н. «белым национализмом» (см. выше о Шарлоттсвиле).

Прогрессисты уже готовы к следующему шагу – переименованию улиц, парков и других городских объектов. За переименование парка имени генерала Ли в Шатлотсвиле городской совет уже проголосовал. Теперь прогрессивное человечество требует того же и в других местах.

Прогрессисты обычно прикрываются мнением народа, поскольку «движение вперед» совершается ради народа и от его имени. В реальности «движение вперед» совершается ради самого этого движения, потому что прогресс прогрессизма приносит прогрессистам удовольствие. Опрос общественного мнения на вебсайте местного телеканала показал, что только 9% ответивших поддерживают решение убрать статую Ли и переименовать парк. Мнения «оставить все, как было» придерживаются 83% опрошенных.

Нам нередко кажется, что т.н. «совок» это уникально русское, российское явление. Что другого такого быть не может. На самом деле «совок» это просто российский вариант прогрессизма 20 века. То, что можно иногда принять за его особенности, вызванные доморощенностью российского прогрессиста социал-демократического происхождения, даже в мелочах повторяют характерные черты общемировой прогрессистской практики. Точно такая же зашоренность, узость мышления и пренебрежение родной культурой и историей проявляется, казалось бы, в совершенно других условиях жизни. Иными словами, «совок» из нашей жизни уходить не собирается. 

Источник

  • Jack

    Материал хороший, но ради бога сделайте что-нибудь с этими фотографиями. Поскольку они разного размера, то при смене фото страница дёргается вверх-вниз. Очень тяжело читать.

  • Кэйт

    “Дело совка” ) – это обычная ненависть. Классовая ненависть.