Только ленивый не написал о том, как сильно интернет повлиял на прошедшие американские выборы. Я не стану каким-то исключительным случаем, и так же резюмирую ту ситуацию, которую мы могли наблюдать, и что она нам дала: в 2016 году мы увидели, что интернет может влиять на ситуацию, складывающуюся вокруг такого значимого для страны и ее будущего события как выборы президента.

Впервые было замечено, что некий кандидат может выходить в тренд благодаря только лишь «мемам» в интернете и в общем включенности в этот самый интернет-дискурс. То, что случилось с Трампом – не следствие его уникальности как кандидата, но исход, который неизбежно следует после того, как какая-либо персона попадает на глаза рядовому пользователю интернета и заманивает его своей массовостью (ибо всё, что привлекательно для рядового пользователя – всегда массово).

Таким же образом популярным мог бы стать любой кандидат от республиканцев – Круз, Кейсик, Рубио. Но у них не было того, что было у Трампа – личные характеристики (не хочу говорить «качества»), в перспективе дающие ему путь в «меметичность».

Мы наблюдаем за замкнутым кругом – меметичность рождается из массовости, и массовость – из меметичности. Каким бы парадоксальным это не казалось, но именно это и привело Трампа к популярности в интернет-среде.

Интернет для Трампа — второй дом

Заканчивая со всеми общими моментами, которые были оговорены уже много раз: выборы в США 2016-го года примечательны именно этим — не тем, о чем нам говорили многие: а многие говорили нам о том, что эти выборы «показали реальные лица СМИ и ведущих политических деятелей».

Что мы наблюдаем в России: накануне выборов невиданную ранее популярность приобретает Алексей Навальный (заявивший о своем желании участвовать в выборах в декабре 2016-го года). Это напрямую связано с тем, что ФБК и его лидер имеют возможность изучать и использовать тот опыт, который имел место в Штатах. Безусловно, меметичность и массовость, которую приобрел Алексей Навальный – не стоит приписывать в заслуги только лишь ему самому и ФБК. Огромную роль сыграл сам интернет, раскрутив то, что было дано ему как первичный толчок, начальный пуск.

Навальный хайпит в интернете по любому поводу

Этим последним были те шаги, которые предпринимал лидер ФБК. Мой взгляд состоит в том, что он хотел и продолжает хотеть повторить ситуацию, произошедшую с Трампом. Но в отличие от него, Навальный движется к этому совершенно сознательно. Начиная от его программы, заканчивая тем, как он выбирает «жертв» своих расследований – только представьте себе фильм «Он вам не Димон», но не про Медведева, который на слуху у каждого россиянина, а про какого-нибудь Пескова и т.п.

Вся эта ситуация в общем показывает действительно благоприятную ситуацию в российской части интернет-пространства. Она показывает, что интернет готов к тому, чтобы «принимать кандидатов».

Что я имею ввиду: по сути, Трамп – кандидат, который появился из ниоткуда. У него не было опыта политической деятельности; если он и выражал желание баллотироваться, то не очень активно (напомню, что в 2013 году, когда Ларри Кинг спросил об этом Трампа на своей передаче «PoliticKing», Трамп ответил «скорее нет, чем да»).

Навальный – в общем-то тот же случай. Без той медиа-деятельности, которая была у него и ФБК и которая действует до сих пор — он бы не стал тем узнаваемым Навальным, тем Навальным, с которым делают мемы и которого поддерживает «прогрессивная» молодежь как «единственного возможного кандидата».

«Принимать кандидатов» — означает получать персон к раскручиванию. Интернет-пространство, в котором обитают россияне – на данный момент показало свою готовность к тому, чтобы активизировать конкуренцию. Мало кто понимает это, но до популярности – один шаг, и это мы уже имели возможность наблюдать.

Таким образом, у российских избирателей и в первую очередь интернет-пользователей, как этого никогда не было, появляется особая миссия – найти и продвинуть нужного кандидата, создать из него мем, сделать его массовым и узнаваемым.

  • Игорь

    Полный отстой! Дешевая попытка накачать рейтинг Навального!