На актуальный момент мы имеем возможность наблюдать за скачком интереса к правым идеям со стороны молодого поколения. Большая часть включенной в политический дискурс молодежи представляет сейчас идеи либертарианства, классического либерализма и (более радикальная ее часть) даже анархо-капитализма.

Каждым из них как никогда раньше важны те ценности, которые проповедуют эти идеологии: защита собственности и интересов каждого отдельного индивида, малое государство, не вмешивающееся в те дела, что отходят от главного и единственного его предназначения – защиты граждан на территории этого государства.

Наблюдая за этой молодежью, у нас может встать вопрос: почему она правая именно такого типа? Известно, что понимание левых и правых идеей имеет разные виды (и иногда даже подвиды). Я вижу ответ в нескольких причинах, и по своей природе они в чем-то схожи, в чем-то различны.

Первая причина: мы вступили в такое время, когда молодое поколение стало полностью прагматичным. Это можно выразить в кратком тезисе: «Принципы не имеют смысла, если они не выгодны». Под выгодой в данном случае понимается любой материальный или духовный бонус. Современный человек, живущий, по сути, в аморальной эпохе, не видит смысла в том, чтобы поддерживать какую-либо идею, замысел, движение, если в конечном итоге это не приведет его к личному процветанию, выгоде и ко всем подобным благам.

Молодой человек, увидев представленные направления политической мысли, сразу цепляется за них, ведь именно в этих идеях сосредоточено всё, что можно сказать о «прагматичном» мышлении. В них всё ясно и открыто: государство должно работать на человека; защищать не только его, но и собственность, которая ему принадлежит. Этот человек может делать всё, что ему угодно – нарушать любые моральные принципы, устои, традиции. Главное, чтобы он не переходил закон, гласящий, что «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

Консерваторы – то есть правые в другом понимании (хотя часто они представляют похожие интересы с представленными идеологиями) – люди всё же менее прагматичны. Для них важна традиция и исходящий из нее моральный устой, императив: согласно консерватизму, необходимо соблюдать предписываемое традицией, и даже в тех случаях, когда человеку, на первый взгляд, это может быть невыгодно.

Так, консерваторами обычно являются люди постарше. Типичный для нас образ консерватора выглядит так: это человек, который повидал жизнь, и весь его опыт сконструировал в нем систему самоценных принципов, привел его к религии.

Молодежи этого не понять, потому что духовная область, в которой всё это возможно – на настоящий момент опустошила себя, и никто уже не воспитывает своего ребенка так, чтобы пытаться задействовать эту область.

Вторую причину, или же объяснение можно описать так: постсоветское пространство принесло в общественное сознание новый образ правой идеологии. В нем она представала как оппозиция действующего при Союзе режима. Если леваки-коммунисты – это режим, то оппозиция им – либералы и индивидуалисты – это правые.

Так как до этого правой идеологии или «правых идей» в Советском Союзе ни в каком виде представлено не было, общество сразу же приняло образ правых как либералов и индивидуалистов. За ними пришло и либертарианство, и более радикальные анархистские течения, которые (только подумайте!) в некоторых кругах даже стали считаться «ультраправыми» (по той причине, что умеренные либералы выступали за минархию, и, в таком случае, «правые радикалы» должны были выступать за полное уничтожение государства).

Оппозиционная по своему духу молодежь примкнула к этому лагерю. Он противостоит всем ненавистным в обществе режимам, многим идеям, и в общем часто поддерживается ведущей интеллектуальной элитой. Если ты не правый в этом понимании – то ты выпадаешь из ведущего политического дискурса, потому что в нем каждое политическое событие, либо же идея рассматривается через призму этой правой идеологии.

  • Бэйгл Неосведомлённый

    ПГ/АМ