• О ПРОЕКТЕ

Роберт Нозик в своей статье «Почему интеллектуалам не нравится капитализм?» ответил на поставленный им конкретный вопрос, и использовал для этого собственные объяснения. Я кратко приведу здесь те выводы, к которым он пришел по окончании статьи: воспитанный школой и ее системой поощрений интеллектуальный срез общества не принимает капитализм, так как он не подразумевает под собой знакомую им систему поощрений, где интеллектуалы находятся наверху, а не доходящие до них снизу.

Интеллектуалы, взрощенные школой, не готовы к реальной жизни, где их запас знаний и умение хорошо говорить не всегда ценится и не всегда поощряется. Я увидел в этом анализе Нозика особый взгляд на актуальное положение дел. Он по-своему понимал то, кто такие интеллектуалы в имеющейся перед его глазами современности и чем они занимаются, что они ставят себе в задачу. Также он по-своему понимал их недовольство в сторону капитализма.

Мое мнение состоит в том, что Нозик увидел лишь частные случаи нелюбви интеллектуалов к капитализму. В своей статье он не разбирал общую ситуацию, связанную с этим вопросом. Поэтому я хочу уделить ему несколько своих строк, где я бы показал, что стоит за сказанным Робертом Нозиком и что же всё-таки является глобальной причиной непринятия капитализма интеллектуальной элитой.

Начнем с того, кем является эта интеллектуальная элита. ХХ век считается ее рождением, потому что именно в это время взяли свое начало такие движения, которые были контрмодернистскими и контркапиталистическими. Интеллектуалы того времени набирали свою мощь, обучаясь Марксу, Фрейду, Ницше, что создавало определенную подборку из идей, которые в некоторой (иногда большей, иногда меньшей) степени шли в разрез с предыдущей культурой и ее глобальным нарративом. Каждый из указанных мыслителей сделал свой вклад в разрушение господствующих представлений об уже сложившихся вещах.

Фрейд совершил революцию в представлении о человеческом сознании и о его психике. Маркс сделал масштабный труд о политической экономии. Наконец, Ницше суммировал критику западной культуры и ее традиций и представил ее в своих трудах. Всё это стало достоянием для интеллектуальных кругов в ХХ веке. Каждый уважающий себя интеллектуал читал Маркса, изучал психоанализ, восхвалял Ницше.

Так, мы получили целое поколение левой интеллектуальной молодежи (прежде всего), которая в будущем заполнит университеты и все гуманитарные области. Левой она стала не только из воспитания Марксом. Скорее всего, к Марксу она перешла уже после того, как ознакомилась с перечисленными мыслителями. К левой идее интеллектуалов подвело нарастающее (и позже переходящее в полное) недоверие к господствующей традиции.

Читая Ницше, интеллектуалы стали понимать, что они находятся в обществе, являющемся следствием культуры бинарных оппозиций и строгих традиционных представлений о вещах. Бинарные оппозиции в культуре – это два противодействующих элемента, в которых, по закону этой самой культуры, всегда есть господствующий элемент. Так, в оппозиции Восток – Запад всегда господствует Запад. В оппозиции Мужчина – Женщина всегда мужчина. В оппозиции Белое – Черное всегда белое и т.д.

Новое время и Просвещение представляется интеллектуалам как время тотальности и несвободы, в тот же момент являющиеся всего лишь случайностью, но не необходимостью. Находясь под влиянием Маркса, существующая элита не может не заметить в этом огромный и всеобъемлющий инструмент угнетения, где меньшинства и низшие члены бинарных оппозиций маргинализируются, а господствующие элементы возводятся в образец «нормального» и «благого».

Также, рассматривая культуру через призму психоанализа, интеллектуалы подозревают в ней бушующее бессознательное и невроз, которые и создают ее естественное состояние (когда она и не подозревает, что является следствием этих вещей). В целом, критическое рассмотрение прошлого, – эпохи Просвещения и Нового времени – создает антимодернистские настроения у интеллектуальной элиты, о которой говорю я и, вероятней всего, Роберт Нозик. Эти настроения не могут не включать в себя негативную реакцию на капитализм, так как он является таким же следствием господствующей культуры, как и все остальное. Капитализм – дело буржуазии, капитализм – дело Модерна, капитализм – господствующий элемент бинарной оппозиции.

Именно поэтому интеллектуал – это человек, которому ненавистно всё капиталистическое. Интеллектуал ждет нового времени, которое сможет покончить с Модерном. Он ждет Постмодерна. Поэтому все усилия интеллектуального большинства направлены против капитализма, против того, что является символом тоталитарного и угнетающего западного общества. Так им кажется, и никто, вероятно, уже не сможет переубедить и современную молодежь, и университетскую элиту.

Прямо сейчас мы наблюдаем за тем, как действует эта элита. Она взяла на свое вооружение культурный марксизм и идеи Франкфуртской школы и теперь борется с капитализмом при помощи насаждения своей культурной гегемонии.