• О ПРОЕКТЕ

Тема отказа от евро не является новой, или оригинальной для Германии. С конца 1990–х гг. отдельные политики и партии, преимущественно правопопулистского толка, боролись сначала против введения единой европейской валюты, а затем за отказ от неё. Достаточно вспомнить одиозную фигуру предпринимателя Болко Хоффмана и его партию «За немецкую марку», или гамбургского политика Рональда Шилля. Однако тогда их призывы не нашли широкого понимания в обществе.  Немцы быстро привыкли к евро и научились его ценить. Казалось бы, тема отказа от единой европейской валюты окончательно превратилась в одно из пропагандистских положений узкого круга праворадикальных маргиналов. Экономический кризис конца 2000-х гг. резко обострил недоверие значительной части немецкого общества к евро. Критические высказывания в адрес единой европейской валюты всё громче раздавались уже не только из   лагеря «справа от центра», но и со стороны вполне респектабельных политиков и экономистов, не замеченных ранее в правопопулистских настроениях.

Уже в 2010 г. по данным опроса, проводимого журналом «Шпигель», более трети немцев считали необходимым возвращение к немецкой марке. При этом, издание подчёркивало, что среди малообразованных слоёв населения противников евро почти 49%. Всё возрастающее количество немцев, желающих вернуть марку, значительно превышало общий потенциал традиционных праворадикальных организаций. Между тем, ни одна из партий,  реально претендующих на места в Бундестаге, не собиралась отказываться от политики европейской интеграции, важнейшей составляющей которой являлась именно единая европейская валюта. Подобные настроения поставили общество перед вероятностью реального усиления политических позиций правых радикалов, уже давно эксплуатирующих тему возврата к немецкой марке. Возможностью несколько смягчить ситуацию было создание новой партии без участия традиционных сил и деятелей «справа от центра».

14 апреля 2013 г. состоялось учредительное собрание новой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Основатель и руководитель организации Бернд Люке охарактеризовал «Альтернативу для  Германии» как «партию нового типа, которая не является ни правой, ни левой и не нуждается в идеологических ориентирах». На собрании была принята избирательная программа АдГ, в первом пункте которой содержалось требование «организованного роспуска еврозоны», поскольку «Германия не нуждается в евро. Другим странам евро вредит». Хотя тема «возвращения Немецкой марки», несомненно, была основной, создатели программы постарались обезопасить себя от обвинений в формировании «партии одного требования». Поэтому они затронули ещё целый ряд проблем, волновавших по их мнению, общество: приверженность «Европе суверенных государств», с общим внутренним рынком, требование реформы ЕС и «ликвидации брюссельской бюрократии», укрепление демократических свобод граждан и введение системы всенародных референдумов по образцу Швейцарии.  Партия выступила в поддержку семьи и особенно пенсионеров и детей: «Солидарная поддержка семьи является инвестицией в наше общее будущее и значимой частью согласия поколений». Важной составляющей поддержки семьи определялась система образования включающую детские сады, школы и университеты. При этом, именно родители должны отвечать за образование и воспитание своих детей, а государство оказывать им поддержку. Положения, касающиеся интеграции иммигрантов, завершали программу. В довольно кратком разделе основное внимание уделялось необходимости преобразования иммиграционного законодательства. В качестве примера для подражания предлагалась иммиграционная система Канады: «Необходимо положить конец беспорядочной иммиграции в нашу социальную систему». При этом, подчёркивалось, что лица, преследуемые по политическим мотивам, должны иметь первоочередное право на предоставление убежища в Германии.

На выборах в Бундестаг 22.09.2013 г. «Альтернатива для Германии» получила 4,7% вторых голосов. Для получения мест в парламенте молодой партии не хватило всего 0,3%. Казалось бы история партии евроскептиков завершилась, едва успев начаться, однако в течение нескольких месяцев после выборов в Бундестаг рейтинг АдГ вырос и колебался на уровне 5-6%. 22 марта 2014 г. на съезде АдГ была принята программа на выборы в Европейский парламент «Мужество ради Германии. За многообразную Европу». Темы выхода из зоны евро и преобразования Европейского союза по-прежнему оставались основными. В то же время, миграционная тематика существенно расширилась, хотя откровенных антиисламских тенденций не просматривалось.  Так, затрагивалась проблема возможного вхождения Турции в ЕС. Эта тема весьма болезненно воспринимается всеми политическими силами, выступающими за ограничение миграции, поскольку в таком случае, приток турок-мусульман на территорию Германии окажется бесконтрольным и может принять неуправляемый и даже катастрофический характер. В разделе «Сначала консолидация, потом расширение» подчёркивалось, что «Европа имеет географические, культурные и  исторические границы, которых должен придерживаться ЕС». Исходя из этого АдГ считала невозможным вхождение Турции в Европейский Союз и требовала «прекратить все переговоры с Турцией о приёме».

photo_2016-10-23_19-43-09

Говоря о важности хороших взаимоотношений между Германией, странами ЕС и США, составители программы подчёркивали, что наряду с ними «особое значение имеют отношения с Россией». Непосредственно иммиграционным проблемам в программе была отведена значительная часть раздела «За конкурентоспособный и социальный ЕС». В программе говорилось, что АдГ выступает за открытую и дружественную к иностранцам Германию, а также за возможность свободного выбора места проживания и занятости, подчёркивая при этом, необходимость именно в квалифицированной рабочей силе.  АдГ подтверждала готовность предоставления убежища для беженцев из регионов, охваченных военными действиями, однако «неконтролируемая иммиграция в страны ЕС должна быть прекращена посредством установления контроля на внешних границах Европейского Союза». На выборах в Европарламент  25 мая 2014 г. «Альтернатива для Германии» получила 7,1% голосов. Это вывело молодую партию на совершенно новый политический уровень, с которым вынуждены были считаться «политические тяжеловесы». Немецкая пресса назвала АдГ «главным победителем на выборах в Европейский парламент 2014 г.», поскольку более 900 тыс. избирателей, отдавших голоса евроскептикам, ранее голосовали за этаблированные партии. Так, в лагерь «Альтернативы для Германии» перешло не только 510 тыс. избирателей ХДС/ХСС, но и более 100 тыс. избирателей, ранее голосовавших за «Левых».

Очередным серьёзным прорывом для молодой партии стали выборы в земельные парламенты двух восточногерманских земель Тюрингии и Бранденбурга. В преамбуле программе АдГ на выборы в ландтаг Тюрингии «Прорыв для Тюрингии» подчёркивалось: «Наше сердце принадлежит «Европе отечеств. Она должна состоять из суверенных демократических государств, самостоятельно представляющих экономические и политические интересы своих народов». Себя составители программы идентифицировали в качестве прежде всего тюрингцев, потом немцев и, наконец, европейцев. Содержание раздела, касающегося иммиграции, в целом, соответствовало ранее принятым программным документам. Тем не менее, акцентировалось внимание на необходимость выносить вопросы, связанные с миграцией, на референдумы. Высказывалось требование чёткого исполнения законов о иммиграции и предоставления убежища. Последнее должно служить защите лиц, преследуемых по политическим мотивам, а не способствовать миграции. Кроме того подчёркивалась необходимость «прекратить злоупотребления с двойным гражданством». На состоявшихся 14 сентября 2014 г. выборах в ландтаги Бранденбурга и Тюрингии, АдГ получила соответственно 12,2% и 10,6% голосов избирателей. Успехи противников евро вызвали тревогу и раздражение у представителей ведущих партий. Министр финансов Вольфган Шойбле назвал АдГ «позором для Германии»,  сравнил с партией «республиканцев» и призвал «со всей решимостью бороться с этими правыми популистами».

photo_2016-10-23_19-43-41

Молодёжное отделение партии «Молодая альтернатива» (МА) было образовано в июне 2013 г. В организации могут состоять лица в возрасте от 14 до 35 лет, при этом, допустимо быть членом молодёжного отделения, но не быть членом АдГ. В начале июля 2016 г. по собственным данным, в молодёжном отделении насчитывалось около 900 членов. Федеральное руководство МА состоит из 12 человек, двое из которых являются председателями. Сопредседательство вошло в политическую моду Германии во многом с лёгкой руки «зелёных», но на этом сходство между молодыми «зелёными» и МА заканчивается. Дело в том, что в правлении нет ни одной женщины. Согласно уставу, принятому в январе 2015 г. МА «стоит плечом к плечу с материнской партией» и «является инициатором ускорения и инновационным двигателем для АдГ».   Молодёжная организация вслед за АдГ выступает отказ Германии от евро, «демократическое преобразование ЕС в экономическое сообщество» и формирование «Европы наций». В области внешней политики МА высказывается за прекращения конфронтации с Россией. Требование отказать в финансовой поддержке организации «Хамас» и Палестинской автономии можно рассматривать не только в качестве нападок на исламизм, но также как выпад против левых, и одновременно, реверанс в сторону Израиля.

Важнейшей внешнеполитической задачей МА считает создание геополитического и стратегического альянса между Германией и светскими шиитскими и умеренно-сунитскими государствами Ближнего и Среднего Востока, направленного против «салафитского исламизма».  Вслед за «старшими товарищами» «Молодая альтернатива» выступает против вступления в ЕС Турции, которая «политически, и прежде всего, идейно, не относится к Европе» и «не разделяет наши европейские ценности». Турции ставится в вину дискриминация христиан на собственной территории, антиамериканские и антиизраильские высказывания Эрдогана в связи с конфликтом в Гаге и особенно финансирование исламской активности на территории ФРГ, в частности строительство большого количества мечетей. «Тем самым турецкое правительство оказывает постоянное и всестороннее влияние на проживающих в Германии турок, что препятствует их интеграции и способствует образованию параллельных сообществ». Значительная часть положений программатики отводится призывам ограничить приток иммигрантов и прекратить исламизацию Германии. Так, в области иммиграции предлагается перенять опыт Австралии и удерживать, например, африканских беженцев от въезда в Европу, организую для них лагеря непосредственно в Африке.

Весьма резко «Молодая альтернатива» высказывается против некоторых элементов женской традиционной исламской одежды, право на ношение которых вызывает острые дискуссии в немецком обществе. Так, они требуют запретить в Германии ношение паранжи в общественных местах и хиджаба лицами, занятыми на государственной службе. При этом, в первом случае запрет не должен касаться личной жизни, а во втором действовать исключительно на рабочем месте. На фоне развивающегося иммиграционного кризиса тема борьбы с радикальным исламом становится для «альтернативы» одной из наиболее значимых. Для многих сторонников АДГ символом «ползучей исламизации Германии» является массовое строительство мечетей на её территории. В рамках начатой фракцией АдГ в ландтаге Тюрингии  кампании против строительства мечети в восточной части Эрфурта, была издана книга «Ислам. Факты и аргументы». Согласно заявлению председателя фракции Бьёрна Хёке «Фракция, в рамках широкой разъяснительной кампании планирует распространить 100 тыс. экземпляров книги. Ислам не делает различий между религией и политикой. Для него одно соответствует другому, а подобное толкование несовместимо с нашей конституцией». Автором книги является бывший преподаватель университета в Йене политолог Михаэль Хенкель. Учёный-исламовед из Йены Тильман Зайденштикер охарактеризовал исследование как достаточно компетентное, хотя и написанное не специалистом по исламу, а политологом. Тем не менее, исламовед обнаружил в книге «враждебные исламу тенденции». По его мнению, автор «наряду с серьёзными источниками цитировал публикации критикующие ислам». Книга М. Хенкеля охватывает период с момента возникновения ислама до его превращения в мировую религию.  Автор акцентирует внимание на таких дискуссионных темах как «женщина и ислам», «ислам и антисемитизм», «государственное право, «шариат и мусульманская «параллельная юстиция», «проблема головного платка на общественной службе», «исламизм и джихадизм» и т.д. Особое внимание уделяется проблеме строительства мечетей, которые, как считает Хенкель, в отличие от христианских «домов Бога», являются «экономическими, политическими и общественными центрами».

Общины при мечети являются «не только религиозными, но, как правило, также политическими организациями и поэтому сопоставимы с политическими партиями». В очередной раз поднимается проблема, на которую уже обращали внимание такие одиозные «критики ислама» как Удо Ульфкотте, а именно «является ли исламофобом тот, кто критикует ислам?». В заключении автор задаётся, наверное основным вопросом книги: «Должны ли мы бояться ислама?». По мнению Хенкеля, для обеспечения немецкого образа жизни и ведущей культуры необходимо чтобы эта задача «вновь стала путеводной нитью немецкой политики»: «Только так возможно сохранить для будущего либеральное устройство общества». А для того, что бы исламская проблема не переросла в угрозу, «необходимо единство как немецкой политики, так и общества».

photo_2016-10-23_19-43-45

Численность АдГ продолжала расти. Если в октябре 2014 г. в её рядах  состояло 19 885 человек, то в мае 2016 г. уже 23 400. Весной 2016 г. согласно данным опросов шести рейтинговых агентств, уровень поддержки АДГ избирателями достиг максимума и составлял от 12 до 15%. При этом «Альтернатива» опережала не только СвДП, но также «левых» и вплотную приближалась к «зелёным». 3 марта 2016 г. состоялись выборы в трёх федеральных землях – Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце и Саксен-Анхальте, на которых АдГ  получила соответственно 15,1%, 12,6% и 24,6% голосов избирателей. При этом, нельзя сказать, что «Альтернатива» аккумулировала все голоса спектра «справа от центра». В выборах в Саксен-Анхальте участвовали такие праворадикальные организации как «Правые», получившие 0,2% вторых голосов и «Национал-демократическая партия Германии» (НДПГ), которую поддержали 1,9% голосовавших избирателей. Впрочем, по сравнению с предыдущими выборами, потери «национал-демократов» составили 2,7%. Таким образом, последовательные правые радикалы, придерживаются традиционных политических взглядов, остаются вне сферы АдГ. Серьёзную поддержку молодой партии на выборах оказали сторонники движения ПЕГИДА, многие из которых, в свою очередь раннее голосовали за ХДС, СвДП и даже Левых.  Сенсацией стали итоги выборов в ландтаг земли Мекленбург-Передняя-Померания (сентябрь 2016 г.), на которых АдГ набрала рекордные 21,8 % голосов и стала второй силой, обойдя ХДС, а две недели спустя АдГ прошла в парламент традиционно «левого» Берлина, набрав 14,2 % голосов.

Незадолго до начала очередной кампании по выборам в Бундестаг, намечающееся сближение с ПЕГИДА может оказаться для АДГ решающим шагом на пути превращения в «народную партию» и влиятельного игрока на политическом поле Германии.

Вячеслав Щербаков
Кандидат исторических наук
Доцент кафедры зарубежной истории и международных отношений в Институте истории и международных отношений. Ростов на Дону

vespa