Как Русское национальное государство должно относиться к культурам и народам Средней Азии? Ответ лежит на поверхности: «Уважительно». Мы просто обязаны уважать их древнюю и могучую культуру, что принесла человечеству множество дивных изобретений. Ещё в шестом веке до нашей эры тут процветало земледелие, местные жители достигли великих высот в искусстве мелиорации, архитектуре и астрономии. Так по утверждению официальных учебников истории Туркмении, именно там было изобретено колесо и письменность. Казахи много веков сдерживали китайскую и монгольскую агрессию, а Омар Хайям был именно таджиком… Вся человеческая цивилизация была сосредоточена в Самарканде и Хорезме.

Правда все великие достижения Средней Азии совершенно чудесным образом сошли на нет к обозримому прошлому. Русские колонисты и исследователи увидели в Туркестанской области в лучшем случае редкие руины былого величия. Величия относительного, аутентичного, не обладающего вселенским масштабом. Так или иначе, даже если часть национальных мифов Среднеазиатских народов является правдой, то в силу исторических причин данный регион вошёл в судьбоносный для человечества XIX век в виде событийной пустыни (да и физико-географической тоже). Все доселе невиданные изобретения киргизов и города узбеков не повлияли на развитие человеческой цивилизации, ровно, как и изобретения соседей-китайцев (но это отдельная тема).

Так уж получилось, что вектор развития современной цивилизации сильно смещён на Запад и место его рождения не медресе, а монастыри. Туркмен мог изобрести несколько десятков видов колёс, но именно англичане, немцы и русские поставили эти колёса на службу человечеству. Более того, европейские народы не утратили первенство в использовании научных достижений. Конечно, Байконур находится в Казахстане, но русские выкупили его (по правде выкупили свою же землю, но это снова отдельная тема) у мудрых среднеазиатов. Зачем акыну летать в космос? Он ведь и так всё видит.

В этом и кроется основное различие между Европой и Азией. Если вы хотите прогресса, то говорите с немцем или русским, если хотите послушать, как дышит степь, то ищите казаха (русские, кстати, обладают обоими свойствами познания и освоения мира в той или иной степени).

Но мы живём в мире материальном, в мире, построенном на жёстких законах конкуренции и здравого смыла. Быть может, когда-то землю покроет чистый ковёр трав, и нежные руки рек будут ласкать философствующих мудрецов, распивающих квас и кумыс, но не сегодня. Более того все восточные «духовные» народы не очень стремятся перековать мир с материализма на созерцание. Я бы может и не отказался жить под гнётом цивилизации философов и клириков, но она даже не строится. Ни туркмены, ни даже японцы не провозглашают «крестовый» (простите за тавтологию) поход против кощунственного западного прогресса. Китай, Япония и Индия последние десятилетия пытаются, задрав штанишки, бежать за Европой, США в меньшей степени Россией в области построения цивилизации по западному образцу.  Или мы ещё не доросли до вселенского созерцания или оно доступно только в Царствии Небесном.

Так или иначе, первый паровоз изобрели и поставили на рельсы, внедрили и разработали стандарты англичане, немцы и русские, первый телефон/телеграф/интернет принадлежит тоже не узбекам, и более того, всё остриё современной цивилизации, в которую так стремятся азиатские народы, куётся не в Ташкенте или Душанбе (да и не в Исламабаде тоже).

Так или иначе, культура любых народов нуждается в уважении и изучении (сохранение и приумножение – это вновь отдельная тема). Но вот заигрывание российских властей с рядом не прогрессивных регионов удивляет. Ничего Средняя Азия кроме сырья (хлопка, людей, ряда полезных ископаемых) России предоставить не может – ни товаров, ни цивилизационных кодов, ни даже надёжную союзническую армию. Средняя Азия не смогла (да и не сможет при отсутствии самостоятельного подхода к решению проблем) выбраться из колониальной (или полуколониальной) формации. Поэтому обмен «прощённый кредит для Киргизии – десять тысяч сомнительных мигрантов, пропитанных антироссийской (антирусской, антихристианской, антитатарской, антиненецкой…) пропагандой» кажется весьма сомнительным.

Итак, как же нам стоит относиться к культуре народов Средней Азии? С уважением, но помнить, что это всего лишь народы, желающие стать такими как мы, при этом не пережившие ни свои комплексы, ни готовые обогатить нас чем либо, кроме кумыса и средневековой поэзии (которые мы уже усвоили, попробовали и убрали на дальние полки). И это в лучшем случае.

  • Nurlan Aksanaly

    С запашком как то написано. Предлагаю здоровую конкуренцию. Всем привет из Казахстана!