• О ПРОЕКТЕ

Польский взгляд на перспективы российско-польских отношений.

Взаимоотношения Польши и стран Востока (а именно стран Балтии, Украины, Белоруссии и России) зачастую складываются путём взаимных претензий друг другу.

В Российской околополитической среде очень популярна мысль о том, что Польша хочет оторвать от России страны постсоветского пространства и возродить свою былую гегемонию над Восточной Европой.

На самом деле, чтобы  ни утверждали многоуважаемые исследователи Польши, такие как Олег Неменский, у современной польской политики и польской общественности нет понимания того, что происходит на Постсоветском пространстве. Ягеллонская идея? Балто-черноморские союзы? Да, наверное, хорошие инициативы, чтобы их обсудить, но вряд ли это выльется дальше формата Вышеградской четверки (V4).

Да, есть карта поляка, но саму программу репатриации лиц польского происхождения правительство Польши пошло только потому, что страна испытала массовый отток польских граждан в страны Европейского Союза, а для роста экономики Польше необходима возрастающая рабочая сила, так и молодое, активное население, которое способно интегрироваться в польское общество.

Есть ли у Польши какие-либо территориальные претензии к соседним государствам? На самом деле, польская внешняя политика множество раз говорит о том, что не может быть какого-либо пересмотра границ с Литвой, Белоруссией и Украиной. Это исходит из доктрины Гейдроца-Морешевского, которой польская внешняя политика следует неукоснительно.

В общих чертах, она основывалась на теории, что Россия не сможет представлять угрозу для Польши, если эти два государства будут разделены полосой независимых стран, которые возникнут на территориях бывших советских республик. Поэтому целью Польши является поддержка возникновения этих государств и установление с ними добрососедских отношений, чтобы не допустить их возвращения в орбиту России. Главным условием этих добрососедских отношений, по мнению Ежи Гедройца, являлось отречение навсегда от любых ревизионистских настроений.

Именно это во многом определяет тот факт, почему Польша так рьяно поддерживает самостоятельность постсоветских государств. Для Польши – это, прежде всего, вопрос территориальной безопасности и стабильности.

Говоря о союзе, мы должны рьяно говорить о том, что мы можем друг другу дать?

У поляков есть своё национальное государство, в том числе правовое государство, есть своя национальная элита, живущая интересами польского народа, и есть своя национальная интеллигенция, отображающая интересы польского народа и общества.

У русских сегодня нет ни национального государства, ни национальных элит, есть только русский народ  и русская творческая интеллигенция.

Давайте смотреть фактам в лицо. Так или иначе, волна недовольства нынешним общественно-политическим положением в странах Восточной Европы будет нарастать в т.ч. и в России. Уровень жизни в России во многом зависит от цен на энергоресурсы, Россия, как и другие страны Восточной Европы такие как Беларусь и Украина не модернизировали свою инфраструктуру и не смогли создать новые условия для экономического роста. Да, в России есть Москва с огромным населением, потенциалом, логистической хваткой всей Северной Евразии. Так или иначе, это огромный транспортно-промышленный узел.

РФ также, как и СССР в настоящий момент значительно зависит от экспорта энергоресурсов, металлов, леса и если нефть упадёт ниже 25 долларов за баррель, а вероятнее всего она упадёт ввиду того, что мировой рынок перенасыщен нефтью, а такие экспортеры нефти как Венесуэла, Нигерия, Саудовская Аравия близки к банкротству, то вероятность падения стоимости барреля нефти крайне высока.

Россия не сможет быстро начать ориентироваться на металлы и на наукоемкий комплекс. Такими темпами уровень жизни в России, стоимость зарплат, инфляция очень быстро упадут до украинских/белорусских показателей, показательно, что на Украине и в Белоруссии уровень жизни еще сильнее упадёт из-за связки с Россией.

Чтобы там младоукраинские и младобелорусские псевдонационалисты не говорили, экономики этих стран связаны промышленным сектором с РФ. Да здравствует наследие СССР.

С другой стороны у России есть (всё ещё есть) огромный потенциал для роста, который не реализуется по многим причинам. Но мы с уверенностью можем сказать, что постсоветская Россия не враг для Польши.

Для роста экономики Польше необходим постоянный приток рабочей силы, способной быстро ассимилироваться и интегрироваться. Польше нужны новые рынки сбыта, новые источники ресурсов для растущей польской промышленности. Ими могут стать и уже успешно становятся мигранты и беженцы из Украины и Белоруссии. Возможно, что часть российского населения заинтересуется перспективой работы в Польше. Во всяком случае, молодое русское поколение не настроено антипольски, и Польша могла бы быть для молодых русских, украинцев, белорусов проводником в Европу. Русским людям распыляться не стоит, но так или иначе поддерживать плотные и дружеские связи с западным соседом просто необходимо. Ведь именно Польша (вместе с V4)  бастион традиционных ценностей ЕС.

Что касается угроз для Польши, то сейчас основными угрозами национальной безопасности Польши являются:

  • исламизм;
  • радикализм (нацизм).

В том числе украинский нацизм представляет для Польши и поляков большую опасность, чем современная ревизионистская РФ.

В Польше остаются люди, которые интересуются Востоком в частности Россией и нельзя не упомянуть о редакции журнала Новая Польша.

Контакт России и Польши – залог процветания обеих стран. А для Польши – это, прежде всего, залог получения новых рынков.