• О ПРОЕКТЕ

Лидер французского «Национального фронта» и кандидат в президенты страны Марин Ле Пен находится с визитом в Москве. Она приехала в российскую столицу по приглашению председателя комитета Государственной думы по международным делам Леонида Слуцкого — в рамках сотрудничества депутатов Думы с политическими кругами Французской Республики.

По словам Слуцкого, гостья «примет участие в заседании комитета по международным делам, а также встретится с руководством Госдумы. Предстоит обсуждение актуальных проблем международной повестки дня, таких как противостояние терроризму, а также вопросов российско-французского сотрудничества».

Эксперты обращают внимание, что визит Ле Пен происходит меньше чем за месяц до дня голосования на французских президентских выборах в первом туре, который назначен на 23 апреля. Второй тур должен состояться 7 мая.

Марин Ле Пен выступает против «засилья мигрантов» и «исламизации Франции», за выход страны из Европейского союза и отказ от единой европейской валюты, за самостоятельную французскую внешнюю политику, независимую от США. Она противник глобализма и сторонник укрепления дружественных связей с Россией — признает право России на Крым и не признает антироссийские санкции.

Такая политическая позиция Ле Пен является «костью в горле» для европейского истеблишмента. Но возглавляемый ею «Национальный фронт» имеет много сторонников среди простых французов, число которых в последнее время растет. Ко дню голосования на нынешних президентских выборах Ле Пен идет во главе гонки вместе с лидером молодой партии «Вперед!» Эммануэлем Макроном, который по мере приближения к финишу начал опережать ее — правда, пока лишь на 1%. По результатам последних опросов компании Harris Interactive, проведенных 21-22 марта, за Макрона в первом туре готовы проголосовать 26% избирателей, за Ле Пен — 25%.

Впрочем, эксперты не исключают и неожиданных вариантов развития событий. В частности, по мнению ряда аналитиков, у Ле Пен по-прежнему есть «определенные шансы, пусть и небольшие» победить на выборах. Публицист Егор Холмогоров – один из них. Его подробный комментарий порталу Политаналитика:

– Ле Пен сейчас занимается тем, что консолидирует свой электорат. За счет явно уже ослабленного, выходящего из игры Франсуа Фийона, представителя голистов. И для голистов традиционно характерна ярко выраженная пророссийская ориентация. Они ее демонстрировали в той или иной степени, когда все практически известные голисты подчеркивали, что готовы разговаривать по вопросам признания Крыма и критиковали Олланда за его антироссийскую политику. То есть на этом фоне пророссийскость Марин Ле Пен является для нее не минусом, а плюсом в перетягивании этого правого электората.

Минус Ле Пен в том, что огромное количество консервативных буржуазных избирателей до сих пор воспринимают ее как немножко легкомысленную фигуру, за которую просто бессмысленно голосовать как за президента. Главное для Ле Пен преодолеть этот порог несолидности. И Москва для нее является той точкой, где она этот порог может преодолеть, где она может подчеркнуть, что в России ее воспринимают серьезно, что она серьезный кандидат, что она кандидат, который будет последовательно проводить эту голистскую линию на сближение с Россией, на возрождение идеи франко-русского союза конца 19 века. Поэтому ей не может повредить то, что она делает пророссийские заявления.

Избиратель, в глазах которого ее призыв к дружбе с Москвой – недопустимая вещь, уже заведомо не ее избиратель. А вот тот избиратель, которого она могла бы подтянуть к себе от Фийона, это избиратель разделяющий идею российско-французского союза.

Задача Ле Пен в том, чтобы подтянуть к себе правоцентристского избирателя. У нее хорошо получается подтягивать к себе национал-радикалов, таких левых популистов, потому что у нее в целом довольно левая программа. Но у нее проблема с мобилизацией право-консервативного буржуа. В этой среде она воспринимается как недостаточно консервативный кандидат. Российская карта – это одна из тех карт, при помощи которых она может повысить градус своего консерватизма.

Это нужно Ле Пен, потому что во втором туре сыграет свою роль фактор не определившегося избирателя. По опросам у Макрона будет 60% голосов, у Ле Пен – только 40%. Но опросы не учитывают того, что многие французы до сих пор колеблются, либо скрывают от социологов свои политические предпочтения. Похожая ситуация наблюдалась в Британии перед референдумом о выходе из ЕС. Тогда социологи сильно ошиблись, занизив число сторонников BREXIT. Было большое число неопределившихся перед президентскими выборами в США. И там эксперты ошибались с числом сторонников Трампа. С большой вероятностью теперь ошибаются и французские социологи.

Вопрос в том, хватит ли у Ле Пен ресурсов, чтобы изменить баланс на 11%, которые сейчас ей требуются, чтобы из парадигмы «60 на 40» перейти хотя бы в «51 на 49». Это произойдет, если она будет убедительной в первом туре. Тогда избиратели начнут рассматривать кандидатуру Ле Пен как человека, за которого можно голосовать, и ее шансы возрастут.

Источник