• О ПРОЕКТЕ
  • Идентитаризм

Идентаризм – это термин, используемый для обозначения движения европейских Новых Правых и им сочувствующих. Центральным идеологическим принципом является сохранение и развитие этнической и культурной идентичности и критика состояния современного Запада.

Своими корнями идентаризм уходит во Францию, но он также распространился в Скандинавии и других частях Европы.

Идеологические влияния

Идентаризм основывается на нескольких различных политических образах мышления, даже когда есть различия между отдельными группами и одиночками. Самое сильное влияние на основание идентаризма оказали:

1) Европейские Новые Правые. Think-tank Алена де Бенуа, GRECE (Groupement de recherche et d’études pour la civilisation européenne, рус. группа исследования и изучения европейской цивилизации), а также движения и персоны, связанные с ним, возможно, составляют основное влияние на идентаризм. Множество центральных понятий и точек зрения взяты или вдохновлены французскими Новыми Правыми.

2) Традиционализм. Так называемая Традиционалистская Школа широко проникла в идентаризм. Частично потому, что многие из теоретиков оказались под влиянием идей Рене Генона и, возможно ещё больше, Юлиуса Эволы. В некоторых случаях влияние очевидно – многие скандинавские идентаристы явно принимают традиционализм, но чаще это вопрос более ограниченного влияния. Одним из примеров последнего является главный теоретик GRECE Ален де Бенуа, но есть множество других примеров чисто политического, светского и неоязыческого идентаризма.

3) Археофутуризм. Бывший член GRECE Гийом Фай разработал понятие археофутуризма, для описания идеального синтеза того, что он называет «архаичными ценностями», с одной стороны, и современными или футуристическими технологиями и цивилизационным/социальным развитием – с другой. Этот термин часто используется, особенно среди скандинавских идентаристов.

4) Метаполитика. В соответствие со взглядами Антонио Грамши (так же как и GRECE) идентаристы утверждают, что любое изменение общества невозможно без изменений в языке и культуре. Такие действия, как создание культуры и влияние на общественное мнение, которые ранее не рассматривались как часть политической сферы, стали естественной частью идентаристского проекта.

Политические взгляды

Идентитаризм основывается на предположении, что этнические и культурные факторы играют центральную роль в благосостоянии людей и функционировании общества. Человек рассматривается как комбинация унаследованных и обусловленных окружающей средой черт; и подчеркивается необходимость этнических европейцев защищаться и развиваться как отдельные народы. Соответственно, идентаристы выступают против крупномасштабной внеевропейской иммиграции в Европу, независимо от её возможной экономической целесообразности.

Идентаристы предлагают рассматривать государство через линзу прагматизма и указывают, что это только одна из нескольких возможных исторических форм организации этнических групп и народов. Многие теоретики идентаризма, например Гийом Фай, отстаивали идеал федералистской империи, где сотни локальных и региональных сообществ, с высоким уровнем автономии, были бы организованы в «Евразийскую» [Не путать с идеологией неоевразийства – прим. пер.] конфедерацию, при этом последняя работала бы над защитой народов и интересов Европы в целом и в глобальном масштабе.

Касательно экономики идентаризм предлагает единственную основную точку зрения: экономика должна быть подчинена другим, более важным интересам. Идентаристы настаивают, что благосостояние людей всегда должно быть превыше идеи экономического роста и ей подобных, а также критикуют глобализацию как экологически и социально деструктивное явление. До сих пор не существует всеобъемлющей идентаристской теории экономики; и теории, которые варьируются от корпоративизма и дистрибутизма, от либертарианства до социализма, часто обсуждаются в идентаристских кругах. Это полностью соответствует стремлению идентаризма быть не догматичным и гибким, но также это можно понимать и как серьезный недостаток.

Какую политику идентаристское правительство будет воплощать на практике – это спекулятивный вопрос, который во многом зависит от целей лидеров конкретных локальных идентаристских движений. Несмотря на то, что идентаристы разделяют общий набор убеждений и целей, гипотетически различные идентаристские правительства в разных странах могут иметь различную экономическую политику и разные пути работы с не-белой иммиграцией, основываясь на том, что будет наиболее практичным в их ситуации. Например, страны с низким уровнем неприемлемой иммиграции могут использовать быструю программу депортации, в то время как страны с высоким уровнем могут совмещать политику регионализма/коммунитаризма и программу неспешной депортации, если быстрая окажется непрактичной в данной ситуации.

География идентаризма

Во Франции идентаризм представлен такими группами, как Идентаристкая Молодежь (Jeunesses Identitaires), Идентаристский Блок (Bloc Identitaire) и Земля и Народ (Terre et Peuple), каждое из которых оставило свой след на французском политическом ландшафте. Группа активистов Идентаристского Блока хорошо известна за оригинальные и дискуссионные акции. Кроме прочего, они обрели известность в связи с их акциями раздачи бесплатного горячего супа со свининой для бездомных французов (что некоторые интерпретировали как исламофобию и антисемитизм). Земля и Народ, группа и журнал активные с 1944, также имеет связанные с ними группы в других странах, такие как Tierre y Pueblo в Испании.

В Скандинавии идентаризм был представлен ныне неактивной организацией Северный Альянс (Nordiska Förbundet). Они мобилизовали несколько «независимых активистских групп», как и их французские единомышленники, среди которых стоит упомянуть Reaktion Östergötland и Identitet Väst, которые провели несколько впечатляющих политических акций, отмеченных определенным уровнем гражданского неповиновения. Также был опубликован и первый манифест, задачей которого было дать определение идентаристского движения в Северной Европе.

Сегодня Скандинавский идентаризм в основном представлен активными колумнистами аналитического центра Motpol (think-tank Motpol) и его блог-порталом, а также связанными с ним проектами и отдельными персонами. В феврале 2011 году прошла вторая часть ежегодного семинара «Идентаристкая Идея» (Identitär Idé) и издательство Арктос начало работу по переводу литературы, связанной с идентаризмом и Новыми Правыми, на английский и шведский языки. Все чаще происходят более мелкие собрания и события. Это оказывает влияние на общественное мнение и порождает дебаты.

Перевод с английского Askr Svarte

По материалам сайта идентаристов Шотландии «Scottish Dawn»