• О ПРОЕКТЕ

В своей статье «Рано или поздно реки потекут вспять» Александр Дугин пишет: «Я считаю, что монархия — оптимальная для России форма правления. Но восстановить ее можно только в контексте глобальной консервативной революции».

«Вернуться к монархии — это как повернуть реки вспять. Но вспомните — когда Христос пришел креститься в Иордан, вода в нем остановилась — от ужаса перед явлением божества. Восстановление монархии в России требует такого же ужаса от нашего социального самоосмысления. Мы должны остановиться как вкопанные перед величием этой монархической священной идеи, и отступить, и свернуть с прежнего пути».

Монархия, безусловно, является оптимальной формой правления для России. Однако надо отметить, что речь идет не о современном профанном представлении вопроса, монархия в нашем понимании есть возврат к идее Москва-Третий Рим, которая и является фундаментом Российской государственности. Именно эта идея была основой собирания земель вокруг Москвы. Эта идея является наиболее удачным примером имперостроительства в геополитическом контексте. Монархия придаст сакральное измерение и смысл государственным институтам и политическому процессу. О важности государственных институтов для Монархии неоднократно писал теоретик монархизма Иван Солоневич. Для этих институтов, в свою очередь нужна элита, которая будет через свое служение реализовывать историческое творчество народа.

Субъектом является народ. Однако мы должны отметить, что народ – понятие, безусловно, качественное, а не количественное. Только те, кто выражают дух народа, дух цивилизации, его чаяния и идеи и, главное, его идентичность, могут представлять народ, а не быть частью глобалисткого эгалитарного плебса, который растет с разлитием прогрессисткой заразы. Рост таких ушедших от традиции масс можно сопоставить также с тем, что Катасонов называет «денежной цивилизацией» или идеологией денег. Геополитические, демографические, экономические но главное духовные причины требуют того чтобы в России появилась, наконец, своя элита, которая и будет носителем высоких идеалов. Без такой элиты уже в среднесрочной перспективе наша страна обречена.

Ценностная База новой русской элиты

Великий русский мыслитель Константин Леонтьев писал: «О ненавистное равенство! О подлое однообразие! О треклятый прогресс! О тучная, усыренная кровью, но живописная гора всемирной истории! С конца прошлого века ты мучаешься новыми родами. И из страдальческих недр твоих выползает мышь. Рождается самодовольная карикатура на прежних людей; средний рациональный европеец, в своей смешной одежде, неизобразимой даже в идеальном зеркале искусства; с умом мелким и самообольщенным, со своей ползучей по праху земному практической благонамеренностью! Нет, никогда ещё в истории до нашего времени не видал никто такого уродливого сочетания умственной гордости перед Богом и нравственного смирения перед идолом однородного, серого рабочего, только рабочего и безбожно-бесстрастного всечеловечества! Возможно ли любить такое человечество? Не следует ли ненавидеть не самих людей, заблудших и глупых, — а такое будущее их, всеми силами даже и христианской души?»

Если, спустя прошедшее время, задаться ответом на вопрос классика русской мысли, очевидно становится, что такое человечество любить принципиально невозможно, как нельзя любить болезнь, наше христианское чувство требует искать помочь ближнему, а это возможно при создании заслона на пути у космополитической заразы. Эта миссия и ляжет на плечи новой элиты.

Консерватизм — его этика и эстетика должны стать доминирующим стилем новой элиты. Консерватизм в самом почвенном и глубинном понимании. Философия традиционализма предполагает фундаментальное отречение от идей прогрессизма и модернизма во имя более крепких идеалов, а также безусловное главенство духовного над материальным. Русская консервативная мысль в лице славянофилов, а затем Константина Леонтьева, Льва Тихомирова пришла к тем же выводам, что философия традиционализма (по крайней мере, определенной их части) намного раньше этой школы. Так, что идеи русского консерватизма и традиционализма комплиментарны друг другу и составляют идеологическую базу для русской элиты.

Идеократическая элита – это в некотором смысле «люди на руинах» по Юлиусу Эволе. Вместо наследия французской революции — эгалитарным лозунгам «Свободы, Равенства и Братства» новая элита обязана обратиться к более почвенным идеям, таким как Вера и Служение, Иерархия и Соборность. Правящий отбор должен привести философов и воинов на руководящие позиции в нашей элите и отсечь торгашеский элемент, который узурпировал дискурс и властные полномочия, это безусловно должно произойти эволюционным путем во имя интересов русского государства. Элита, способная на понимание таких вопросов, должна иметь соответствующий высокий уровень интеллекта и волевые качества.

Справедливость как правая ценность

Многие привыкли к тому, что социальная справедливость и социальная экономика это исключительно левые или марксистские ценности. Однако это не так, во всех заслуживающих внимания правых движениях была отчетливая неприязнь к буржуазности и капиталистическому накопительству. Константин Леонтьев писал об этом предельно много. Марксизм, неприемлемый для Четвертой Политической Теории как проявление модерна, должен уступить свое место в ценностной базе новой элиты «русскому социализму». Такой системе хозяйственных отношений, которая предполагает параллельное развитие частного предпринимательства (понятого как творчество в хозяйственной сфере), государственного капитализма и социально ориентированной экономики, которая гарантирует право на труд и пакет социальных благ, а также последовательное планирование в сфере инфраструктуры и ВПК. О такой экономике мы писали в статье «Горизонты русской экономики». Новая элита должна оградить себя от экономоцентризма, как не совместимого с ее ценностной базой. Однако вышеописанный подход к экономике необходим для создания общества, где не возможно господство денежной цивилизации. Экономическую модель также с успехом должны дополнить идеи крестьянской автаркии. Главной преградой к справедливому обществу является культ потребления. Любовь к народу – необходимая установка, особенно в том, что касается защиты идентичности и традиций народа.

Свобода во Служении

Новая элита должна соответствовать одновременно критериям субъектности и независимости и быть ориентирована на интересы государства. Такое сочетание возможно только при наличии одновременно развитой личности, которая сохраняет верность своей цивилизации. Это и есть принцип свободы во служении. Элита должна, безусловно, быть лучшим представителем народной идентичности, быть выразителем идей и чаяний народа, а также понимать и принимать ценностный и культурный код народа.

Если подытожить все вышесказанное, то Русское Государство столкнулось с острой нехваткой кадров, которые смогут провести спасительные для нашей страны меры. В интересах государства создание максимально компетентной элиты, которая сможет ответить на вызовы века. Временное спокойствие не должно вызывать ни у кого иллюзий. Новая элита – главный механизм защиты государства от разрушения. Параллельно с государством компетентные и пассионарные люди должны идти навстречу Родине и формировать в себе вышеописанные качества и идеалы — создавать культурную среду, готовящую человека к подвигу. При таком встречном движении есть надежда на то, что проблема кадров — важнейшая проблема России, в итоге будет решена.

Антон Брюков
Источник