• О ПРОЕКТЕ

Церковь и монархия в России: до 1917 года и после ( по поводу книг и статей историка Михаила Бабкина). Россия словно бы переживает сейчас заново трагический период своей истории – столетие свержения Монарха, октябрьской революции и последовавшие вслед за эти страницы кровавого советского беспредела. Русская Православная Церковь и 1917 год.

После перестройки некоторое время все было ясно. Церковь в России подверглась неслыханным в мировой истории гонениям со стороны коммунистов. Уже в 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе в Москве была канонизирована и царская семья, и более тысячи новомучеников. Прошу читателей обратить внимание на такой факт. Причислены к лику святых не только представители белого духовенства, насельники монастырей, миряне, расстрелянные или умученные в концлагерях в кровавые годы правления Ленина и Сталина. Было казнены безбожной властью и большинство митрополитов, архиепископов и епископов, то есть представителей высшей иерархии Русской Православной Церкви.

Перед Великой Отечественной на свободе в России оставалось из ста только четыре ( !) иерарха – митрополит Сергий Страгородский, митрополит Алексий Симанский, архиепископы Николай Ярушевич и Сергий Воскресенский. Но и на них НКВД уже начало фабриковать дела, помешала их арестам только война. А где же были остальные митрополиты и епископы? Расстреляны или брошены в концлагеря. И на иконе новомучеников Российских большая часть святых именно в архиерейских облачениях.

Это понятно, советским органам надо было прежде всего обезглавить епархии, вот и хватали епископов. С иконы новомучеников смотрят на нас расстрелянные безбожными строителями коммунизма новомученики митрополит Вениамин (Казанский), митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Гермоген (Долганев), святой исповедник патриарх Тихон и многие другие. На иконе они как бы окружают небольшую центральную группу людей. Что этот за группа? Это царская семья. Русские епископы и русский царь оказались вместе в Царствии Небесном и на иконе. Но это в Церкви, в православном храме. 

 

А вот газета с сомнительным названием “Московский комсомолец”, названием, за которое она держится уже много лет руками и ногами, опубликовала 7 декабря 1917 года интервью с историком Михаилом Бабкиным. Заголовок интервью совершенно наглый, сравнить его можно по степени нахальства можно лишь с выходками комсомольцев двадцатых годов. Статейку свою наследники комсы назвали так: “Как Церковь свергла царскую власть: историк, открывший правду, боится удара топором”. Ничуть не смущаясь, Бабкин уверяет всех, что именно Церковь желала, надеялась и наконец, приняла участие в свержении царской власти. Почему?

 

Тут тоже ответ даётся быстро и без всяких комплексов, мол, Церковь, понятное дело, в царе видела для себя конкурента. Уже одна только публикация в такой газете как МК вызывает возмущение и взывает о том, чтобы дать ответ всей этой антицерковной просоветской пропаганде. Однако особенно опечалил меня тот факт, что огромное интервью с Бабкиным напечатал также один из самых крупных официальных изданий Церкви, сайт ” Татьянин день” храма мученицы Татианы главного университета страны. Да, вот тебе и интеллектуальные поиски в области церковной истории…

 

Ясно было, что кампания новой тотальной советизации затронет и церковные структуры. А почему бы нет? Нашу политическую элиту можно вполне назвать просоветской, своя рука – владыка. Но чтобы так быстро и в таких масштабах… Второй крупный официальный портал Церкви, Богослов ру, наряду с авторскими разделами посвященными таким церковным историкам, как преподаватели МДА прот Валентин Асмус, Владислав Цыпин, помещает и целый раздел историка Михаила Бабкина с его биографией и перечнем научных трудов. Только портал Православие. ру публикует более- менее адекватные статьи об отношении духовенства к революции преподавателя МГУ и Тихоновского университета Федора Гайды, они разоблачают многие измышления Бабкина, но прямо этот историк и его труды в статьях не названы.

 

И так, веками русское духовенство воспитывались и на догматах Православия, и на определённой концепции церковно- государственных отношений, полностью взятых от Византии. Эта концепция конечно, восходит, к знаменитой 6-й новелле кодекса святого императора Византии Юстиниана, речь идёт о симфонии священства и царства: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни.

 

Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу…” Такая симфония была на Руси до Петра Первого. При этом нельзя сказать, что не было Патриарха у русских людей до царствования Федора Иоанновича. Патриарх у русских был, но это был Константинопольский Патриарх, в церковном отношении Московская митрополия подчинялась ему, а в политическом смысле русское государство было независимым от Византии изначально и управлялось своими великими князьями, а затем царями. Сложнее вопрос с отменой на Руси Патриаршества Петром Первым и заменой его Синодом, коллегиальным органом, находившемся в полном подчинили Государя. Целый период истории обрёл название Синодального.

 

Но и в Синодальный период все императоры полностью покровительствовали Православной Церкви, строили православные храмы и монастыри и в России и за её пределами, открывали духовные училища, семинарии, академии. С точностью до наоборот поступала советская власть. Огромное количество русских храмов было взорвано, православные школы запрещены полностью и разрешены только после войны. Историк Бабкин пытается насадить в умах миф о том, что якобы страдания от Синодального строя и неограниченной власти императоров подвигнули иерархов Церкви на борьбу против монархии. Звучит уже смешно.

 

Были самые разные попытки фальсификации русской истории со стороны советских и просоветских историков, но такой ещё не было. Кстати, в своём интервью МК Бабкин ополчается и ни много ни мало против синодального перевода Библии 19 века! По абсолютно не авторитетному мнению Бабкина, не имеющего богословского образования, слова из послания апостола Павла переведены якобы неправильно. Несть власти аще не от Бога в синодальном перевводе звучит как Нет власти не от Бога, а посмыслу переводится так: всякая власть от Бога.

 

А вот Бабкин не долго думая переводит эти слова так: Не есть власть, если не от Бога, то есть если власть устраивает гонения против Церкви, то она и не от Бога да и не власть вообще. Но древние христиане подчинялись в римской империи даже императорам язычникам во всем, что не касалось веры во Христа. Они платили налоги, служили в армии, молились по евангельской заповеди о своих гонителях, в том числе и за императоров. Приведу отрывок из статьи преподавателя МДА протоиерея Владислава Цыпина: “Развивая учение Христа о правильном отношении к государственной власти, апостол Павел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены”. (Рим.13:1–7). Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви”. 

 

 

 

Так что Синодальный перевод верен. Бабкин призывает пересмотреть его. Но отметим, что в настоящее время издается Патриархией и распространяется на всех приходах России только один перевод – Синодальный. А можно найти другие? Конечно! Таких своеобразных Библий настругали, например, иеговисты, и массово завезли в Россию. Но там от Библии мало чего осталось. Каждый епископ и священник Российской Империи конечно же, почитал Государей именно как Помазанников Божиих.

 

Напомню, что Церковь тогда вовсе не была отделена от государства и все русские цари помазывались на царство митрополитами в Успенском соборе Московского Кремля. Хорошо сказал о смысле Помазания на царство новомученик протоиерей Иоанн Восторгов: “… несомненно же, глубоки смысл и важное значение царского помазания в России обусловливаются ее православием и ее самодержавием.

 

Оттого и сохранился в этом торжестве дух библейской древности и заветы цветущих веков христианства, его святых отцов и учителей…”. Содержание положения «Акта…» относительно вероисповедания государя отразилось в 42-й статье «Основных законов», помещенных в «Своде законов Российской империи», первое издание которого вышло в 1832 г.: «Император яко христианский государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния».

 

Возмущение и горечь вызывают также грубые нападки историка Бабкина на Патриарха Тихона, причисленного Церковью к лику святых. Идейный наследник тех чекистов и гпушников, кто трепетал от слов “тихоновец” или ” тихоновская ориентация” Бабкин словно выливает все накопившееся за сто лет раздражение советской системы против святителя Тихона. Тут в ход даже идут цитаты из Ленина. Мол, Ленин прямо говорил, хотите Патриарха? Хорошо, мы поставим вам своего Патриарха. Просто по ходя Бабкин низводит великое событие восстановления Патриаршества на Руси до выгодного сговора с вождем большевиков. 

 

 

Избрание Патриарха Тихона произошло 18 ноября 1917 года. И каким образом? Из трёх избранных Поместным Собором кандидатов, архиепископа Новгородского Арсения, архиепископа Харьковского Антония, митрополита Московского Тихона, положившись на волю Божию, Патриарха выбрали жребием! Жребий, один из трёх, вытянул слепой старец, почитаемый духовенством и народом схииеромонах Алексий Соловьёв, духовник Зосимовой пустыни.

 

Вот как рассказывает об этом современный церковный историк: “Избрание жребием назначено было на 5 ноября в храме Христа Спасителя. Тянуть жребий предстояло затворнику Зосимовой пустыни схииеромонаху Алексию. В этот день храм был переполнен народом. Божественную литургию совершали митрополиты Владимир и Вениамин в сослужении сонма архиереев и пресвитеров. Неслужащие епископы в мантиях стояли на ступенях солеи.

 

Пел хор синодальных певчих в полном составе. После чтения часов митрополит Владимир вошел в алтарь и встал перед уготованным столиком. Секретарь Собора Василий Шеин поднес ему три жребия, которые архипастырь, начертав на них имена кандидатов, вложил в ковчежец. Потом вынес ковчежец на солею и поставил его на тетрапод, слева от царских врат. Диакон вознес моление о кандидатах в Патриархи. При чтении Апостола из Успенского собора в сопровождении митрополита Платона была внесена Владимирская икона Божией Матери.

 

По окончании литургии и молебного пения митрополит Владимир вынес ковчежец на амвон, благословил им народ и снял с него печати. Из алтаря вышел старец в черной схимнической мантии. Митрополит Владимир благословил старца. Схииеромонах Алексий, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение. Затаив дыхание, все ждали изъявления воли Господней о первосвятителе русского народа. Помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» «Аксиос!» – повторили за ним народ и духовенство ( протоиерей Владислав Цыпин История Русской Церкви).

 

Большевики не имели отношения к избранию Тихона и всегда были Тихоном недовольны. Поставление Патриарха состоялось в Храме Христа Спасителя 4 декабря 1917 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Патриарх Тихон не склонялся перед беззакониями коммунистов, он был на стороне истины, Церкви, страдающего в заточении Государя Николая Александровича и его семьи. 21 июля 1918 в Казанском соборе на Красной площади совершалось патриаршее служение литургии по случаю храмового праздника.

 

По свидетельству протоиерея П.Н. Лахостского, после чтения Евангелия Патриарх произнес экспромтом Слово о том, что «совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство – Исполнительный Комитет одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководимая Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его.

 

Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит пред нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней… Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточают в тюрьму, пусть нас расстреливают». Патриарх говорил с волнением и тихо. В соборе на Красной площади «почувствовали какое-то облегчение от сознания, что заговорили те, кому следует говорить и будить совесть.

 

Правда, на улицах говорят различно, некоторые злорадствуют и одобряют убийство…» – свидетельствовал в те дни на Поместном соборе Русской Православной Церкви протоиерей Лахостский. Ранее наступление 1918 года, а теперь первая годовщина Октябрьской социалистической революции «вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды», говорилось в патриаршем Обращении к совнаркому от 7 ноября. «Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, – убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями», – писал Патриарх Тихон.

 

«Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя». Историк Владимир Лавров пишет в своей статье ” Вне тьмы века сего”: “И вновь, во время разнузданной кампании по вскрытию мощей (вслед за осквернением коммунистами мощей преподобного Саввы Сторожевского) Патриарх не мог не обратиться к председателю совнаркома. Уже не с обличением и увещеванием, а с заявлением: «Вскрытие мощей Нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отечески вещать народу: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Заявление сделано 2 апреля 1919 г., в разгар наступления войск А.В. Колчака.

 

В случае их победы, Патриарх встречал бы белого адмирала как избавителя от ужасного владычества; продолжил бы плодотворную деятельность Поместный собор.” Другого нашего Патриарха, Сергия (Страгородского), Бабкин и вовсе объявляет агентом ОГПУ. Особой смелости, чтобы обвинить уже умершего человека не надо, он же не сможет ответить на явную клевету! Смелость и мужество были нужны Местоблюстителя, а потом Патриарху Сергию, чтобы нести крест церковного служения в годы кровавых сталинских репрессий и вести переговоры с советской властью. Нужна была смелость и для того, чтобы в день нападения немцев на Россию в 1941 22 июня сразу же выпустить и распространить обращение к народу с призывом защитить Отечество.

 

Престарелый и измученный митрополит Сергий это сделал, и его призыв был услышан. Сталин же был так перепуган и растерян, что только 3 июля обратился к народу. Да, к сожалению, в жизни Патриарха Сергия были ошибки, отступления, грехи. Но можно с уверенностью сказать, что он каялся в них, а жизнь свою положил на алтарь служения Богу, Церкви и России. 13 августа 2017 года на родине Патриарха Сергия в Арзамасе Патриарх Кирилл освятил ему памятник и сказал: “Наверное, многим из вас известно, что труды свои Святейший Сергий осуществлял в самое тяжелое за всю историю Русской Православной Церкви время.

 

Как Предстоятель Церкви он столкнулся с такими трудностями, с которыми не сталкивался никто иной, потому что речь шла о самом существовании православной веры на Руси. Святейший Сергий достойно прошел свой крестный Патриарший путь. И потому мы, благодарные потомки, вспоминая юбилейную дату со дня его рождения, обращаемся к Богу с молитвой о том, чтобы Он упокоил в Своих небесных обителях душу Святейшего Патриарха Сергия и сохранил вечную благодарную память о нем в наших сердцах”. Святой исповедник Патриарх Тихон, святые новомученики российские, святой мученик Государь Николай Второй изображаются все вместе на иконе новомучеников. Вместе молятся они Богу за Россию. И мы должны почитать их и молится им.