• О ПРОЕКТЕ

Мартин Хайдеггер (1889-1976) известен как величайший философ XX века, создатель т.н. «фундаментальной онтологии», однако его можно также считать создателем онтологии консервативной революции. Хайдеггера нередко включают в перечень представителей этого движения.

Сразу следует отметить, что хотя Хайдеггер был членом НСДАП и сотрудничал с нацистским режимом (по-видимому, по прагматичным соображениям), он, тем не менее, в 30-40 гг. критиковал ошибочные, по его мнению, аспекты национал-социализма, а т.н. «философию» национал-социализма считал примитивной. Ректором Фрайбургского университета он был лишь девять месяцев, после чего начались нападки со стороны нацистского режима. Пожалуй, он мыслил национал-социализм через консервативно-революционные идеи Эрнста Юнгера, изложенные в книге «Рабочий», которую высоко оценивал. Хайдеггер поначалу полагал, что национал-социализм способен эволюционировать до уровня идей консервативной революции.

Фундаментальная онтология

В центре философии Хайдеггера стоит вопрос о бытии, отталкиваясь от которого он интерпретирует всю историю западной философии, которую рассматривает как постепенное забвение бытия и нарастание нигилизма.

Этот процесс начинается в античной мысли. Древние греки ставят вопрос о бытии в центре своего внимания, но при дальнейшей разработке они рискуют сбиться в нюансах соотношения бытия и мышления, чистого бытия (Seyn) и его выражения в сущем (Seiende), человеческого бытия (Dasein) и бытия самого по себе (Sein). Сбой происходит уже у Гераклита (учение о фюзисе и логосе), Парменида и, особенно, у Платона, который поставил между человеком и сущим мир идей. Рождается отчуждение, которое впоследствии приводит к появлению «исчисляющего разума» и к развитию техники. Так человек постепенно забывает о бытии и становится на путь нигилизма.

В Новое время техническое развитие (Gestell, «постав», т.е. постановка все новых и новых нигилистических моделей) окончательно вытесняет бытие и устанавливает господство Ничто. Однако это Ничто есть лишь обратная сторона бытия, которое таким образом напоминает о себе человечеству, поэтому в точке «мировой полночи», максимального «ничтожества», возможно спасение, внезапное возвращение бытия. Это Хайдеггер назвал событием (Ereignis).

Нигилистическая сущность либерализма и коммунизма

Все частные вопросы, в том числе связанные с политикой, Хайдеггер рассматривал с позиций своей фундаментальной онтологии. Методом, используемым при этом, выступал метод «феноменологической деструкции» – процесс возвращения высказывания в его исходный контекст западноевропейской онтологии. После этого необходимо осуществить альтернативную интерпретацию подвергнутого деструкции предмета с точки зрения фундаментальной онтологии, т.е. соотнесения его с вопросом о бытии.

Хайдеггер нигде прямо не говорит о форме правления, власти и других политических вопросах. Его политическая философия органично вплетена в его общую философию. В контексте его философии такие феномены, как либерализм и коммунизм, интерпретируются как выражения западного нигилизма. Высшим выражением капитализма Хайдеггер считал «американизм». Это высшая степень развития «исчисляющего разума», последняя стадия вырождения западной онтологии, то состояние нигилизма, когда он не осознается как таковой. Всемирное распространение этого образа мышления Хайдеггер называл «планетаризмом», который он сближал с глобальным «идиотизмом». Он пишет: «Планетаризм» («глобализм») означает распространение сути могущества (Machtwesen) на всю землю, но не как результат расширения, но как начало особой формы планетарного господства. «Идиотизм» означает превосходство надо всем эгоистического начала, в котором выражается крайняя форма субъективности».

В отличие от либерализма, марксизм констатирует наличие в истории отчуждения, однако предлагает бороться с ним средствами Machenschaft(«машинерия», «махинация»). Здесь происходит еще большее усугубление отчуждения. Примером этого для Хайдеггера является СССР с его индустриализацией, технократией и тоталитарной мобилизацией. Хайдеггер пишет, что «в коммунизме больше нет ничего «человеческого», «суть коммунизма – чистая легитимация (Ermachtigung) власти (Macht) в безусловности Machenschaft и через эту безусловность».

 Доведение этих версий нигилизма (либерализма и коммунизма) до их логического завершения, к их концу, способно произвести скачок из точки «полночи» к «другому Началу», к «событию». Здесь можно провести параллели с образом «рабочего» Эрнста Юнгера, который вступает в альянс с техникой как с предельно нигилистической силой и, тем самым, побеждает ее и становится субъектом нового мира (хотя Хайдеггер и критиковал субъектность «рабочего»).

Победа над либерализмом и коммунизмом не достижима техническими средствами (т.е. войной), но лишь в пространстве онтологии. Необходимо редуцировать их к их онтологическим корням, и тем самым освободить их нигилистический смысл. По-видимому, именно поэтому Хайдеггер заметил, что опасность состоит не в большевизме, а в нас самих.

Онтологический патриотизм и консервативная революция

Хайдеггер был немецким патриотом, и этот патриотизм имел для него глубокие философские основания. Ему были чужды обычно понятый национализм, коллективный эгоизм и другие формы превосходства, основанные на метафизической субъектности. При этом этничность, язык для Хайдеггера имели фундаментальное значение, поскольку именно они во многом определяют характер отношений человека с бытием.

Немецкая философия связана с судьбой чистого бытия (Seyn). Если философия «первого Начала» началась с греков, то заканчивается она немцами (Гегель, Ницше). Но самое важное, что именно немцам (прежде всего, самому Хайдеггеру) принадлежит миссия открыть «другое Начало» философии. Поэтому от немцев зависит судьба всей Европы и всего человечества.

Европа оказалась между двумя формами господства техники (τέχνη) – большевизмом и американизмом. В этой ситуации логичным политическим выбором для Хайдеггера должна стать причастность к идеологиям, которые выступали как против либерализма, так и против коммунизма. Хотя формально Хайдеггер входил в партию национал-социалистов, философски ему ближе было течение консервативной революции. Именно в этом движении (в отличие от фашизма и нацизма) присутствовала критика тех элементов западной цивилизации, которые с точки зрения Хайдеггера имели нигилистическую природу: индивидуализм, рационализм, утилитаризм, материализм, субъективизм и др.

В его идеях присутствовал как консервативный момент (представление о человеке как «стороже бытия»), так и революционный (прыжок в «другое Начало»). Онтологическая победа Германии стала бы возможной, если бы она осознала свое онтологическое значение своей исторической миссии, освободилась от массовости, рационализма, старой метафизики и Machenschaft. У Хайдеггера была надежда на преображение Германии и возможность события (Ereignis), но она оказалась обманчивой и преждевременной. Национал-социализм оказался лишь пародией «другого Начала» и такой же формой нигилизма, как коммунизм и либерализм.

Источник

  • Сейчас мало кто знает, что немецкий национал-социализм изначально представлял собой множество течений и фракций: “левые НС”, “революционные НС”, “консервативные” и т.д. Часть НС были сторонниками союза с СССР, а программа германских коммунистов мало чем отличалась от программы “левых НС”. Интересно, что д-р Геббельс поначалу принадлежал к “левым НС” и один раз даже предложил исключить Гитлера из партии :)))

    Вероятно, М. Хайдеггер как мыслитель задержался на какой-то “льдине” первоначального, молодого национал-социализма.