• О ПРОЕКТЕ

В современности существуют два национализма. Первый – отголосок времен, когда люди размышляли. Второй – мода на правую субкультуру и имперскую стилистику. Еще недавно ко вторым относились «скинхеды». Сегодня интернет-ресурсы привлекли в компанию «ультрас» представителей «креативного класса», привнеся в движение гламурные тона и ценности обывателей.

В чем состоит идейный национализм? И как отличить модное поветрие от идеологии, об этом – в «штрихах правого катехизиса».

Реакция на «измы»

Изначально национализм был уделом романтиков. Людей, ставящих культурное наследие над эгоизмом, а богатство внутреннего мира над прогрессом.

Романтический национализм пришел на смену эпохе Просвещения, когда вера в прогресс и всесилие человека привела европейцев к Французской революции. Неудивительно, что увлеченность общечеловеческими идеалами сменилась любовью к национальной культуре. Пищу для вдохновения мыслители принялись черпать в наследии предков. Ярким представителем течения в России стал Николай Карамзин. Его взгляд на былое снискал эпиграмму, приписываемую А.С. Пушкину.

В его «Истории» изящность, простота, 
Доказывают нам, без всякого пристрастья, 
Необходимость самовластья, 
И прелести кнута. 

Идеалы Просвещения по сей день будоражат мысли современников. Они легли в основу либерализма, социализма и прочих плодов беспокойного разума. В фундаменте эмансипирующих теорий – представление о человеке как «чистой доске» (tabula rasa), существе, лишенном врожденных идей и, как следствие, природной склонности к злу.

По мнению «просветителей» личность приобретает моральные качества с воспитанием, что делает его ключом к общественной справедливости. Одним из выводов «вольнодумцев» стала полюбившаяся Екатериной Второй концепция просвещенного абсолютизма, когда главным для общественного блага провозглашалось наличие образованного монарха на троне.

Другим следствием представления о безгрешности человека стала «коммунистическая идея», когда отсутствие классовых противоречий объявлялось способным привести общество к состоянию «рая на земле» и исчезновению государства.

В либерализме общественная справедливость видится следствием свободного взаимодействия индивидов, когда общество отводит государству роль «ночного сторожа». В современности политикапродемонстрировала иллюзорность идеи «общественного договора» и ограниченность способности общества к самоорганизации.

Так, эпизоды «арабской весны» и свержения ближневосточных диктаторов спровоцировали анархию, которая сменилась захватом власти полевыми командирами и представителями ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация), а не созданием демократических режимов.

У «националистов-стиляг» представления о верховенстве демократии, необходимости избавления России от «клерикального мракобесия» и прочие «просвещенческие» предрассудки звучат само разумеющимися тезисами.

Ниже изложены тезисы правой идеологии, при отсутствии которых «национализм» теряет суть, сохраняя лишь самоназвание.

Почему национализм не приемлет либерализм?

Человек является продуктом нации, приобретая сознание с усвоением языка и культуры. Ребенка посредством слов обучаютмыслить символами вместо образов непосредственного восприятия, благодаря чему у него развивается возможность обмениваться информацией и воспринимать знания.

Физиологически человек как вышедший с завода компьютер остается куском железа без программного обеспечения. В истории известны примеры «маугли», повзрослевших без воспитания. Они похожи на людей строением тела, но их психология неотличима от животных.

Оправдана мысль Жозефа де Местра, что человек вообще – это собирательный образ, в реальности существуют лишь представители наций: русские, французы, итальянцы и другие. Каждый становится личностью, воспринимая культуру народа.

Отвечая на излюбленный вопрос «просвещенного» собеседника, «…почему Я должен ставить интересы народа выше личных прав…», можно ответить, что к этому обязывает его способность ходить на задних конечностях, говорить и задавать вопросы.

Каждый обязан сонму поколений, которые обеспечили его жизненным пространством, сохранили жизнь и свободу от иноземного порабощения, взрастили культуру и дали возможность ей приобщиться.

Нация очеловечивает homo sapiens. Поддержание ее основ находится во главе угла здорового общества, а значит, стоит выше прав и свобод личности.

При либерализме воля каждого движется эгоистичными потребностями, которые оказываются выше идеалов служения народу. Верховенство интересов индивидуума уничтожает нацию и, как следствие, приводит к деградации личности.

Нравственность начинает воспроизводить потребительские интересы, а культура наполняется ценностями: «Я — центр Вселенной», «Бери от жизни все». Служение государству объявляется прерогативой профессий, получающих зарплату из бюджета.

Нежелание продолжать род, представление о государстве как техническом союзе для обеспечения комфорта — черты представителей современных либеральных государств. Они указывают на разложение обществ, которые в скором времени могут исчезнуть из-за демографического вырождения и ассимиляции более жизнеспособными культурами.

Почему национализм не может выступать против вероучения?

Стержнем национального наследия является религия. Она питает смыслами культуру, мировоззрение, идею государственного устройства.

Так, с падением Константинополя московский князь воспринимался продолжателем власти цезарей, по-русски – царей. Народ понимал себя живущим у престола помазанника Божия, а власть от Бога – самодержавной и безграничной.

Русская культура, общественная мысль черпали смыслы из Христианства. Даже в век расцвета вольнодумства и дворянских свобод Православие оставалось главенствующей темой общественной мысли. Писатели Николай Гоголь, Федор Достоевский, Николай Лесков, Лев Толстой посвящали труды осмыслению и интерпретации основ вероучения.

Националист может быть атеистом,верующим грешником или неверующим образцом благочестия. Но не имеет внятного объяснения оксюморон: националист – борец с религией. Современные «националисты», сражающиеся с Православием, напрасно именуют себя «русскими».

Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.

Декларация Всемирного Русского Народного Собора, 2014 г.

 

Что значит – быть русским?

Среди русских националистов встречается комплекс, характерный для национальных меньшинств, когда пристальное внимание уделяется чистоте крови.

Очерчивая круг ближних – с кем дружить, вступать в брак, выстраивать партнерские отношения – люди руководствуются чувством родства. Важно, чтобы человек имел схожий цвет кожи, национальный характер, представления о добре и зле.

При этом в рассуждениях о «нации», следует учитывать, что среди русских присутствуют и те, кто по крови и образу мыслей значимо отличается. Русские – имперский народ, ассимилировавший множество этносов.

Так, казаки произошли от крепостных мужиков, бежавших на окраины русской ойкумены. Вырвавшись на волю, они воровали женщин у местных народов, а впоследствии вступали в церковные браки с инородками. Неужели кто-то может усомниться в «русскости» смуглолицего потомка сибирских казаков Лавра Корнилова? Или воевавших за Россию потомков чужеземных фамилий: Петра Врангеля, Александра Колчака, Владимира Каппеля?

Русский – это человек, воспитанный в русской культуре, уважающий традиции и наследие народа. Его происхождение играет роль в той степени, в которой способствует чувству национальной причастности.

Почему национализм должен уважать наследие отцов?

В основе почитания традиций лежит уважение к ближайшему прошлому. Многие националисты презрительно отзываются о советском прошлом.

Вычёркивая ближайшее прошлое, народ теряет связь с традицией. На наших глазах результат эволюции «незалежных» украинцев, когда под предлогом отрицания советского прошлого исконно русский народ заставили возненавидеть Россию.

Вслед за признанием народного достояния «совком» и уделом «ватников», активизируется поиск за рубежом надлежащего воплощения образцов культуры и государственного устройства. Такой путь прошёл ряд стран СНГ, в схожем направлении движутся многие увлеченные национальными идеями в России.

Взгляды националистов предполагают приверженность идеологии, а не просто увлечение красивыми образами. У многих «националистов-стиляг» симпатии обращены не к Отечеству, а к сюжетам американских блокбастеров и компьютерных игр. Быть а-ля «европейским» правым для них «стильнее», чем ценить родные традиции.

Оглянув содержание «штрихов», мы убеждаемся, что русской национальной мысли не уйти дальше триады: православие, самодержавие, народность. Но у нас и нет задачи выдумать что-то новое, а лишь новыми словами донести мысль, лежащую в основе государства тысячу лет.