• О ПРОЕКТЕ

Интервью с доктором биологических наук, профессором Сергеем Савельевым о роли инстинктов в поведении людей

 

– Какова природа человеческих эмоций?

– Человек – абсолютно биохимическая машина. Эмоции рождаются в первую очередь в процессе взаимодействия нервной и гормональной систем, которые друг друга регулируют, и друг на друга влияют. Возьмем, например, любовь с первого взгляда. Хорошая эмоция! Увеличивает количество населения в стране.

Вся эта история начинается с того, что мужчины видят женщин, а сейчас уже теплеет и плечи, руки, колени открыты. Круглые ягодицы, крупные молочные железы, и даже небольшое количество жира (в нужных местах) полезно в плане срабатывания репродуктивного инстинкта.

Визуальная система, восприняв эти замечательные формы, запускает выработку половых гормонов, и запускаются инстинктивные формы поведения. А если еще и подошел поближе, то опять срабатывает химизм через органы полового обоняния. Если феромоны девушки удается унюхать, то выработка половых гормонов усиливается.

– Я слышал, что если обезьяну выращивать отдельно от других обезьян, то она не способна размножаться, то есть тут не только инстинкт, а подражание.

– Если обезьяна никогда не наблюдала за спариванием старших товарищей, то все равно она тоже cумеет размножиться, хотя и будет действовать не столь умело. Так и у людей мозг подчиняется половому поведению. Вообще, смысл жизни – перенос генома в следующее поколение, и это самое главное. И кстати, неслучайно, что после спаривания мозг получает массу положительных эмоций. Дело сделано, потомки гарантированы. Идет выброс эндорфинов, то есть через инстинкты, которые накапливались много лет, запускается механизм глубокого удовлетворения. Не хотите впечатляться, не разглядывайте голых девиц и затыкайте нос.

Так что и здесь чисто биохимические процессы. Таким образом, мы – биохимический аппарат, поскольку все самые главные наши чувства, подспудно имеют абсолютно биохимический механизм, запускающий те или иные формы нашего поведения.

– Позвольте, человек в отличие от муравья способен и остановиться, то есть не следовать слепо инстинктивному позыву.

– Да, от животных есть отличие, оно заметно, но несущественно. Все знают, что люди умеют и противодействовать инстинктивному поведению. Но как это происходит? Представьте, что случайная встреча с красоткой чревата потерей имущества, например, квартиры. Животные об этом не думают, они сразу начинают спариваться, а мы задумываемся и можем остановиться.

Да, человек сравнивает затраты, но и здесь все равно играет роль инстинкт. Сравниваются биологические ценности и биологические последствия. Один раз встретился с женщиной, квартиру потерял, и шансы на дальнейшую репродукцию снижаются. Иными словами, сравниваются два варианта репродуктивного поведения. То же самое относится к машине, деньгам и прочему материальному эквиваленту тех же самых инстинктов.

– Страх перевешивает. А сам страх тоже инстинктивен и биологичен? 

– Страх связан с той или иной биологической потерей. Чего мы боимся? Потерять свою жизнь, жизнь потомков, потерять репродуктивные возможности (свои и жены), и наконец, лишиться имущества, необходимого для размножения и выращивания потомков. Страхи – все биологические, и механизм их конкретного возникновения тоже детально исследован.

– Если страх обусловлен биологией, то воздействуя на нее, можно ли регулировать сам страх?

– Конечно. Страх можно искусственно вызывать, и наоборот, его снижать.

– Это применяется на практике?

– Да так и делают, особенно в западных армиях. Причем это даже и не скрывается, почитайте сайт Пентагона, например. Дают различные антидепрессанты и болеутолители, которые снижают чувство настороженности, страха и запускают воевать, то есть отдавать свои жизни за чужие интересы. Вот собственно и весь механизм, тоже биохимической природы и полностью контролируемый нашими инстинктивными формами поведения, которые достались нам от далеких предков.


Источник