• О ПРОЕКТЕ

Социальные сети имеют двоякое происхождение. С одной стороны, это продукт глобализации, попытка через виртуальный мир соединить всё человечество в единое общество. Но здесь социальные сети далеко не пионеры. Попытка глобализации идёт по многим каналам, с разной степенью успеха и много лет.

А вот вторая причина появления и распространения социальных сетей – это процесс обратный глобализации, обратный появлению общества потребления. В сетях люди получили возможность общаться с себе подобными без посредников: СМИ, журналистов, экспертов, представителей официальных и неофициальных властей. Нравится человеку Первая Мировая Война, он отрывается от библиотечной книги и единственной версии течения события и обращается к великому множеству таких же как он. Каждый вносит свою крупицу знаний и на выходе мы видим новую картину. Конечно в этом сообществе может быть и историк из Сиэтла и конструктор из Магадана и даже потомок Брусилова, но площадка социальных сети делает всех равными.

В результате такого подхода получился информационный перекос. В газетах и ТВ остались “взрослые дяди эксперты”, а в социальных сетях шли альтернативные и уточняющие дискуссии. Интернет и прочие СМИ иногда обменивались мнениями и корректировали свои позиции. Социальные сети представляли собой на первых шагах что-то типа “коллективного бессознательного”.

Но этот баланс длился не долго. В начале в сетях появились “официальные странички”. Выхолощенные политики и звёзды шоу-бизнеса взирали с аватарок также холодно, как и со страниц чёрно-белых газет. Далее общество потребления ворвалось как взбесившаяся собака. Армия рекламных ботов и накрутчиков голосов, люди отдавшие свои странички под репосты дешёвой пиццы…последний год социальные сети заполнены сообществами “он сделал это…продолжение подписавшимся”. Именно такие лозунги и погубили сайтовый интернет лет 10 назад, когда баннеры “шок…без регистрации и смс” заполнили весь экран монитора. Социальные сети стали огромным телом, покрытым рекламой ненужных товаров и выдуманных новостей и событий.

Часть сетей пытается держать марку. Но на наших глазах такой “потребительской” стала сеть “Вконтакте”, ещё ранее “Одноклассники” погрузились в уныние. Проникла реклама и на Youtube и Facebook, хотя и в меньшей степени.

9

Люди вернулись в определённом смысле к истокам интернета  – подобиям чатов и гестбуков. А именно: Telegram, Periscope и т.п. Наблюдается возрождение форумов, особенно профессиональных.

На примере социальных сетей видно, как человек с удовольствием ускользает в любое пространство, освобождённое от навязывания потребления.  Но это самое потребление следует за ним по пятам, с отставанием в срок от пяти до десяти лет. Это подтверждает и глубокий кризис нынешней фазы развития. Либеральный глобальный капитализм агрессивно присваивает себе любые пространства с потенциальными доходами.  Такое явление выглядит логичным только в двух случаях – если это новое учение, и если это суть учения. Либеральный глобальный капитализм идеология весьма древняя, поэтому в её агрессивном шествии лежит сама хищническая суть идеологии.

При этом отчётлива видна разница между государственным и транснациональным контролем виртуального пространства. Государство прежде всего следит за перепиской и контентом, проверяя реальные потоки информации на экстремизм, а силы, задающие темп общества потребления, управляют этим потоком информации, охотятся не на отдельных экстремистов или организации, а нивелируя угрозу для себя уничтожением разумной дискуссии в принципе.

Площадка для беседы постепенно подменяется торговой лавкой. Это эффективно и незаметно. Такое было уже много раз. Книги забивались дешёвой писаниной, музыка вырождалась в эстрадную мафию, журналы и газеты подменялись жёлтой прессой. Примечательно, что взлёт и начало падения социальных сетей занял всего дюжину лет, это значит, что следующее убежище свободной информации продержится лет семь.

Хотя всегда есть альтернатива – это убрать из рук либералов рычаги воздействия на нормальное общество.

vespa