• О ПРОЕКТЕ

О квартирном вопросе некогда высказался сам Воланд. Мол, испортил он москвичей, напрочь. За ценную жилплощадь люди готовы сживать со свету родственников, интриговать, подкупать работников коммунальных служб…

Логичный вопрос – почему жилищная площадь в Москве стала такой дорогой? – ответ достаточно простой. Столица.

В русской истории столиц было несколько. Сначала Новгород,  потом Киев, потом Москва, Санкт-Петербург, и снова – Москва. И это не считая россыпи «временных» столиц, вроде Самары, куда в годы ВОВ были частично перенесены министерства из Москвы.

Дмитрий Медведев решил, что столицы должно быть много, и решил волею своею расширить пределы Москвы. Получилась Большая Москва, которая принялась жадно поглощать окрестные поселки и городки, угрожая Зеленограду и даже Калужской области.

Однако большая столица – это не только престиж, но и растущая бюрократия и большие затраты.

Кроме этого, вопрос столицы важен с национальной точки зрения. Зачастую, столица выносится на «национальный фронтир» – как, например, Пётр Первый перенес столицу из боярской, но расслабленной Москвы в только что построенный Санкт-Петербург. А в веке XIX всерьёз рассматривался вопрос о переносе столицы в Крым, чтобы она была поближе к зоне основных интересов России того времени: Балканам и Проливам.

И оттого, где расположена столица, напрямую зависит сценарий развития России в дальнейшем. Критика расширения Москвы велика и обильна, причём и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения урбанистки, и с национальной  точки зрения. Но критика – это критика. А где решение?

Идея о переносе столицы витает в воздухе уже давно. Варианты предлагаются самые экзотические – от Новгорода до Владивостока. И справедливости ради, надо рассмотреть каждый из них.

Самый первый – условный «русско-европейский» проект – предполагает разделение столичных полномочий между Москвой и Санкт-Петербургом. Частично, это уже реализовано сегодня – в Санкт-Петербурге заседает Конституционный Суд. Осталось перенести часть министерств, и, возможно, Государственную Думу.

Создание Московско-Петербуржской дуги, с развитой инфраструктурой и системой городов-спутников положительно скажется на логистике европейской части России. Дополнительно, это позволит «держать руку» на пульсе Европы, и провести дополнительные морские коммуникации к Калининградской области. Это вдохнёт новую жизнь в исконно-русские, но ныне депрессивные регионы – Тверскую, Новгородскую и, возможно, Вологодскую области.

Второй проект – «северный» – нацелен на Новгород или Мурманск (как вариант Архангельск). Своеобразное «возвращение к истокам», ведь русы во главе с Рюриком, согласно точке зрения одной из исторических школ, высадились именно на Севере, районе Старой Ладоги-Новгорода.

Перспективной данная идея является в том случае, если Россия займется арктическими просторами. Позитивная сторона такого проекта в том, что его реализация оживит Русский Север – здесь и строительство/восстановление инфраструктуры, и приток  нового населения, и развитие местного предпринимательства. Негативная сторона – возможная реакция Финляндии и остальных североевропейских стран на такой шаг. Она может быть равнодушной, а может быть и сугубо негативной. Кроме того, это скорее символический проект, чем реальный. Санкт-Петербург — это тоже север, хотя и менее хрестоматийный, чем Мурманск.

Третий проект – «европейско-азиатский» или центральный –  предлагает разместить столицу либо в Новосибирске, либо же построить новую где-то на Урале. Такой шаг приведет к новой «связке» России, укреплению связей между европейской и азиатской частями, к объединению русской нации вокруг нового проекта. Этот вариант самый революционный. Он может резко изменить и уклад жизни в России и даже поколебать менталитет. Наша страна при таком раскладе обязана будет кардинально измениться. Тенденция будет на некоторую изоляцию. Сознательный перенос столицы в глубь континента просто обяжет это сделать. Кроме того, русские сибиряки народ степенный и основательный, это тоже наложит отпечаток на быт новой столицы.

Четвертый проект – «черноморский» – связан непосредственно с Реконкистой и проектом Большой Новороссии. Предполагает перенесение части столичных ведомств в Симферополь или Севастополь. Этот шаг развернёт Россию в сторону проблем Ближнего Востока, Новороссии и Кавказа. Оперативная тень России будет спокойно добивать до Каира. Со столицей в Крыму мы обязаны будем вскоре решить проблемы с Украиной, Турцией, тогда и Алеппо, и Одесса, и даже Мосул будут «наши». Но ситуация в стране сильно изменится. Северные и Восточные регионы, и так страдающие без больших финансовых и деловых потоков, попадут в ещё большую изоляцию от столичного региона, чем сегодня. Россия чётко подклится на сытый столичный юг – гипотетическая Новороссия, Кавказ, Крым, Черноземье, на беднеющий Север, кучкующийся вокруг бывшей столицы, и Зауралье (возможно и Поволжье с Уралом), которое неизбежно получит более широкую автономию.

Пятый проект – «тихоокеанский» – переносит центр русской силы во Владивосток.  Тихоокеанский регион с каждым днем становится все более и более жарким, Китай, Япония и США уже вступают в непосредственную конфронтацию друг с другом за эту территорию. КНР, например, уже в открытую использует тактику «насыпных островов», перебирая контроль над ключевыми участками региона. Поэтому, перенос столицы на берега Тихого океана призван простимулировать русскую экспансию в этот регион. Но в таком случае мы ослабим своё присутствие в Европе. Основные товарные и транспортные потоки развернутся в обратном направлении. В Смоленске появится некоторое количество польских «землячеств» и общественных организаций.

Кроме этих основных проектов, достаточно популярна идея «децентрализации», то есть, размещения министерств и ведомств в городах-миллионниках России. Тем самым мы уйдём от проблемы «обиженных» регионов, но повысим логистическую нагрузку, а главное, это может увеличить уровень коррупции, и увеличить сроки исполнения законов. Хоть за окном и век высоких технологий, но пока только личное присутствие начальника или надзорного органа наиболее активно стимулирует чиновника работать.

Есть и одинокий проект «русского Вашингтона», который предлагает  перенос столицы  в Зеленоград или Владимир, ну или в Нижний Новгород, а то и построить столицу в чистом поле недалеко от Москвы. Здесь уже сказывается больше забота о древнем городе, чтобы сохранить (а точнее возродить дух Москвы) её непременно надо разгрузить от столичных функций (или от их части).

Но любопытный читатель, должно быть, спросит –  а какой смысл в переносе столицы?  Зачем он нужен, и кто от него выиграет?

В первую очередь, как ни странно прозвучит, выиграют москвичи. Ведь в любом  случае, Москва останется крупным финансовым, научным и культурным центром. Да, выгода от «квартирной ренты» исчезнет, но зато Москва вполне может стать «русским Сингапуром», используя своё выгодное  положение и наличие развитой транспортной инфраструктуры.

А вот перенос столицы (либо строительство новой) – это, прежде всего, импульс для нации. Новое направление развития, новый горизонт экспансии, либо, как вариант, наведение порядка уже на имеющихся территориях.

Дополнительно, это и импульс в экономике, причём, в отличие от строительства «стадионов», вполне себе реальный – строительство новой инфраструктуры, появление новых предприятий, и «новая жизнь» для уже имеющихся.

Во всяком случае, пришло время пересмотреть «столичный вопрос». А вот в чью пользу – дело, как видите, непростое. И дело, скорее всего, не этого десятилетия.

Наиболее перспективным выглядит именно децентрализация власти. Тем самым мы избавимся от перекосов и сможем более равномерно распределить транспортную сеть, финансовые и людские потоки внутри страны. А то если мы перетащим жирную пайку из Москвы с Мурманск, то Владивостоку и Севастополю от этого не станет легче. Ну и главное – перенос столицы — это перенос вектора развития страны. В своё время Санкт-Петербург открыл в России эпоху тесного сотрудничества и взаимодействия с европейскими центрами. Перенос столицы обратно в Москву начал период изоляционизма. Если Россия готова ближайшие сотню лет осваивать Север, и готова забыть об Средиземном море, то милости просим, Архангельск ждёт. А если мы-таки решим воплотить фантазии некоторых прибалтийских политиков об оккупации их стран, то переносить столицу нужно сразу в Калининград.

Выбор нового места (или старого) для столицы, это дело ближайших лет десяти пятнадцати, и сделать его придётся.

vespa