• О ПРОЕКТЕ

Об экономике Российской империи написано много статей, поэтому не думаю, что я открою что-то новое в своей статье. Ниже я проделал исключительно компиляторский труд и мои краткие выводы — представлены цифры по практически всем отраслям имперской экономики в период со второй половины XIX-го века до распада Империи (если такие данные есть, если нет — то за время правления Николая Второго). Есть данные по росту отдельных отраслей, темпам роста, численности фабрик и рабочих, место среди ведущих держав. Из этой статьи вы также узнаете, что большевики не краснея пользовались и проедали имперское наследство в виде железных дорог, электростанций, кораблей, бронемашин, пароходов и т.д.

Краткая характеристика такова: экономическая политика Императорской России с середины XIX-го века характеризуется направленной либерализацией, т.е. политикой постепенного повышения экономических свобод населения и его эмансипации (увеличение степени вовлечения каждого гражданина в экономику). Несмотря на период относительного “закручивания гаек” при Александре III-м и появление картелей, протекционизм, введение элементов социальной гос.поддержки и частичную национализацию (выкуп) железных дорог при Александре III-м и Николае Втором ( 1891–1901), можно сказать, что Россия уверенно шла по пути рыночной экономики, открытой иностранным инвестициям и отечественной предпринимательской деятельности. Изучая цифры в статье, всегда учитывайте длительный кризис 1900–1908 гг, который значительно ударил по экономическому росту, а также относительно застойные 1885–1895 годы.

Электроэнергетика

Количество электростанций в России постоянно росло, что доказывается доступными нам цифрами и опровергает гипотезу коммунистов, что масштабной электрификацией страны занялись только при большевиках.

В 1905-м году, без учета Финляндии, в стране было 5462 электростанции, из них 5 329 частных станций и 133 центральных. Всего они производили около 482 млн. кВт/час энергии.

В 1913-м году, без учета Финляндии, имелось 9537 электростанций, из них 9221 частная и 316 центральных. Они производили 1,876 млрд кВт/час энергии.

При этом деление на частные/центральные отражают не форму собственности, а распределение произведенной энергии. Первые давали энергию домовым хозяйствам, фабрикам, правительственным объектам и т.д. Центральные предназначались для обеспечения энергией сторонних потребителей, как то: трамвайные пути, уличное освещение, освещение многоквартирных домов и т.д. И те, и другие электростанции могли находится как в государственной, так и частной и акционерной собственности.

Итак, количество электростанций в стране всего за 8 лет увеличилось почти в два раза, когда как их мощность — почти в четыре раза. Фактически, до конца 1920-х страна жила мощностями, построенными при РИ. Энергетические мощности дореволюционного периода составляли основу заводской энергетики до начала 30-х гг. На 1928 г. возраст 79% механических двигателей в промышленности составлял 15–20 и более лет.

Тяжелая промышленность, сырье, автомобилестроение и т.д.

Одной из наиболее развитых отраслей ТП в РИ было паровозостроение, вагоностроение и ж/д. К 1910-му году работало 19 заводов, где производились вагоны.

С 1898 по 1917 г. заводы России построили 16064 паровоза.

В период 1875–1880 гг было построено свыше 36 тысяч товарных вагонов. В 1900-м году было построено 24 162 вагона, но в результате кризиса производство в последующие годы снизилось. В 1913-м году было построено 12 тыс. грузовых вагонов и 1507 пассажирских. Но в 1915-м году выпуск одних только товарных вагонов вырос до 36525 единиц.

Общая протяженность железных дорог в 1917-м году была более 70 тыс. км. Это первое место в Европе и второе в мире (после США). При этом в 1891-м году протяженность была 27200 км, в 1900-м 44900 км, в 1913-м 58500 км.

Российская империя начала собственный выпуск различных бронемашин, в основном на Ижорском и Путиловском заводах, а также совсем небольшими партиями на заводе Руссо-Балт и независимыми конструкторами. Всего было выпущено около 150–160 бронемашин (не считая перебронированных английских бронеавтомобилей “Остин”) с 1914 по 1918-й годы.

Значительный прирост произошел в производстве и добыче чугуна, угля, стали и железа, нефти. С 1887 по 1913-й годы чугуна с 36 млн пудов до 283 млн; угля с 276 млн до 2215 млн пудов; стали и железа с 35,5 млн до 246,5 млн; нефти с 155 млн до 561 млн.

Добыча золота в Российской империи может быть оценена по следующим цифрам: в 1900-м году было добыто 34,7 т ( США в том же году в 3 раза больше — 118,2 тонны, в том числе на Аляске — 33,5 т; в Австралии — 113,2 т; в Канаде в 1900 году добыли 39,1 тонну золота). В 1902-м году было добыто 33,8 т. В 1907-м году было добыто 43,2 тонны золота. В 1909-м уже 56,8 т. В 1910-м был достигнут максимум в 63,6 тонны, Россия по-прежнему находилась на 4-м месте в мире. Этот рекорд добычи был “побит” только в 1935-м году. С 1911-го добыча начала падать: 61,2 т (1911), 58,2 т (1912), 61,8 т (1913), 61,7 т(1914), в 1917-м всего 30,2 т. “Для добычи золота строились новые дороги, поселки, электростанции. Росли сибирские города, они были перевалочными пунктами и базами для развивающейся золотодобычи. Увеличение численности населения повышало спрос на сельскохозяйственную продукцию, в результате развивались сельское хозяйство, торговля”. Источник.

Быстро росла добыча цветных металлов. Добыча только меди с 1906 по 1913-й годы выросла на 380%. Судя по графикам ниже, СССР долгое время не мог выйти на уровень добычи цветных металлов РИ. Таблицы взяты из того же источника.

В 1900-е началось производство собственных автомобилей, в небольшом количестве, но самобытных. В 1913-м году во всей Империи было 10 тысяч автомобилей, из них собственного производства намного меньше. Автомобилей, собранных на заводе Руссо-Балт — всего за время своей работы (1909–1917) — было около 600 штук.

Однако частных автомобильных компаний (мастерских, заводов и заводиков) в РИ было более 57, и некоторые из них успели выпустить достаточно крупные партии машин, некоторые просто разрабатывали и модернизировали имеющиеся, другие проектировали. Так, АО Фрезе и К собрали 20 машин с 1900 по 1910й, не считая иных проектов. Ростовский завод “Аксай” собрал около 20 автомобилей. Около семи автомобилей произвел Лейтнер до 1899-го года. С 1904 по 1909й годы около 100 автомобилей различных типов выпустил завод Лесснера (С-Петербург). Завод Пузырева выпустил 38 автомобилей собственной конструкции. Мешали нормальному производству частными лицами заградительные пошлины на детали, тем не менее автомобилестроение имело очень хорошие перспективы, учитывая интерес к этой отрасли со стороны русских изобретателей и промышленников.

Производились в РИ и самолеты, хотя двигатели в основном закупались заграницей. Это не помешало начать первый в мире серийный выпуск многомоторных бомбардировщиков “Илья Муромец” — с 1913-го по 1917-й их было построено 76 единиц. С 1915-го по 1917-й год было построено 183 самолета М-5 Григоровича. В целом, несмотря на зависимость от иностранных двигателей и небольшие партии, российское авиастроение предложило инновационные для того времени решения, при этом разработками занимались русские изобретатели. Возможно, что не менее сотни самолетов было построено на Авиационном заводе Терещенко (включая прототипы и мелкие серии с 1909 года, и оценочную производительность завода в 50 самолетов в 1915-м году). Завод Дукс в Москве (основан в 1893-м), помимо производства самолетов, производил велосипеды, мотоциклы, дрезины, автомобили, аэросани, дирижабли. Только в годы первой мировой войны Военному Ведомству было сдано 1569 самолётов и гидропланов. К слову, завод работает до сих пор. Завод аэропланов Анатра, основанный в 1913-м году, успел произвести около 1100 машин с 1914 по 1917-й годы. РБВЗ (Русско-балтийский вагоностроительный завод) с 1912-го по 1917-й выпустил 240 самолетов различных типов. К 1917-му году в России действовало 15 самолетостроительных и 6 моторостроительных производств, которые выпустили около 5600 единиц авиации, включая образцы по европейским лицензиям. При этом в 1913-м году таких производств было всего 6 небольших заводиков и мастерских.

Как и автомобилестроение, самолетостроение имело хорошие перспективы, а Имперский военно-воздушный флот на начало ПМВ был самым большим в мире (263 единицы). Имелись перспективы для налаживания собственного полноценного производства двигателей, поскольку хватало собственных разработок русских инженеров: двигатели Костовича, “Калеп”, АДУ-3 и АДУ-4, Гипоцикл Нестерова, АМБС-1, ДЕКА М-100, РБВЗ-6.

Самолет Илья Муромец, снаружи и внутри (пассажирская версия).

В судостроении цифры следующие. 80% судов закупалось заграницей, хотя военные суда в достаточном количестве и высокой сложности производились в Империи. Собственное судостроение можно оценить по следующим цифрам и фактам.

“Одно из старейших промышленных предприятий России и по совместительству один из главных промышленных гигантов Империи рубежа XIX–XX столетий — Путиловский завод — к 90-м годам XIX века освоил производство широкой номенклатуры продукции: от станков, промышленных, строительных и сельскохозяйственных машин, до паровозов и военных судов. К 1900 году Путиловский завод вышел на первое место в России по объёму производства, уступая в Европе лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В 1911 году Путиловским заводом был спущен на воду самый быстроходный корабль своего времени — эскадренный миноносец «Новик», который считался лучшим в своём классе и стал законодателем мод в кораблестроении на долгие годы. «Новики» были столь хороши, что стояли на вооружении советского флота до середины 1950-х годов”.Всего таких эсминцев было построено 30 единиц в период с 1912 по 1917-й годы. Еще 28 единиц в 1917-м году были в стадии строительства.

С 1883-го года в РИ было построено 45 броненосцев всех типов. С 1909-го по 1914-й было построено 4 линкора типа “Севастополь”, которые затем активно использовались большевиками (прожиравшими имперское наследие). 3 линкора типа “Императрица Мария” было построено с 1911-го по 1916-й (последний, 4-й, достроить не успели). Еще 4 линкора типа “Измаил” были заложены в 1912-м году и в разной степени готовности (но уже спущенные на воду) были отменены в 1917-м, а затем разобраны и проданы евреем Уншлихтом при большевиках Германии. В 1904–1906-м годах было построено 8 эскадронных миноносца типа “Украина”. За тот же период построено 4 миноносца типа “Финн” и 4 типа “Лейтенант Шестаков”.

По подводным лодкам цифры такие: тип “Касатка” с 1904 по 1905-й 6 единиц, с 1912-го по 1917-й 24 единицы типа “Барс”, с 1911-го по 1915-й 3 единицы типа “ Морж”, в 1904–1907 гг 6 единиц типа “Сом”, с 1905 по 1908й 4 единицы типа “Кайман”, с 1911 по 1915-й 3 единицы типа “Нарвал”. Это не считая индивидуальных проектов: Дельфин (1902), Кета (1905), Почтовый (1906), Минога (1908), Акула (1909), Краб (1912), наконец, 3 единицы типа 27-В. Итого с 1902 по 1917-й годы в Империи было построено не менее 55 подводных лодок.

В целом военное судостроение РИ в начале XX-го века имело хорошие перспективы. За время правления Николая Второго было открыто порядка 20 верфей, модернизированы существующие, открыты научно-исследовательские центры, сделаны передовые открытия: проект первого в мире ледокола, первый в мире подводный минный заградитель, первая в мире дизель-электрическая подводная лодка, первый в мире теплоход и дизель-электроход, первый в мире пассажирский теплоход, лучший в мире эсминец, первые в мире трехорудийные башни линкоров, самые мощные линкоры по вооружению (недостроенные типа «Измаил»), первый в мире многотрубный торпедный аппарат и т.д.

Гражданское судостроение можно оценить по следующим данным. Пароходы, построенные в РИ, ходят до сих пор или списаны недавно. Например, пароход “В.Н. Гоголь”. Он относится к типу пароходов “Михаил Криличевский”, с 1909-го по 1911-й их было построено 3 единицы. Далее я в виде списка приведу примеры некоторых типов пароходов, которые были построены в РИ (разумеется, объять все их невозможно, списки включают в себя тысячи наименований всех стран и годов). Обратите внимание, что практически все пароходы, построенные в РИ, в дальнейшем эксплуатировались коммунистами и даже в РФ:

Тип А. С. Пушкин — 2 единицы (1913)
Тип Бухара — 1 (1897)
Тип Великая княжна — 2 (1914)
Тип Великий князь Александр Михайлович — 1 (1903)
Тип Великий князь Алексей — 2 (1897–1903)
Тип Графъ — 5 (1904–1912)
Тип Император Николай II — 2 (1914)
Тип Император Петр Великий — 3 (1913)
Тип Княжна — 4 (1904)
Тип Ломоносов — 2 (1905)
Тип Бородино — 7 (1911–1914)

Крупный завод Сормово за все время своего существования (1848–1917) выпустил 489 судов. Воткинский завод за период с 1847-го по 1917-й построил 400 судов (пароходов). Механический и литейный Завод инженеров братьев Струве построил с 1878 года по 1916–й не менее 45 судов различного назначения. Всего в Российской империи работали десятки частных заводов, производившие как пассажирские, так и грузовые суда: завод “Курбатов и Игнатов”, завод “Ланге и сын”, заводы Валенкова, Гильдебранда, Шипова, Калашникова, Курбатова, Любимова, Малкова, Муравьева, Норен, Яковлева, братьев Журавлевых, О’Бриен де Ласси, Людвиг Нобель, Гакса-Кузнецова, “Николая Журавлева и Сыновья”, братьев Бромлей, Качкова и др.

Таким образом, несмотря на то, что Россия импортировала больше гражданских судов, чем производила сама, можно сказать, что её потенциал в этом направлении судостроения был достаточен, чтобы в дальнейшем выйти на уровень, возможно, экспортера. Во всяком случае, в пользу этого говорит обилие судостроительных частных заводов и мастерских, а также интенсивное развитие рынка услуг морских и речных перевозок — обществ пароходства и торговли, предъявлявших высокий спрос на гражданские суда. Например, в Русском обществе пароходства и торговли в 1910-м году состояло 76 пароходов и 140 подсобных плавсредств; Общество “Самолёт” имело 42 судна (1918); пароходство “Кавказ и Меркурий” имело 76 пароходов в 1914-м году.

Легкая промышленность

Табачная фабрика в Двинске

Легкая промышленность Российской империи характеризуется развитой текстильной отраслью и многочисленными кустарными ремесленниками. Последние занимались производством товаров широкого потребления: одежда, ткань, самовары, различные традиционные (национальные) продукты и т.д. В конце 1890-х годов в кустарном производстве было занято около 7–8 млн чел.

В производстве льна Россия занимала 80% мирового рынка, а производство хлопка с 1894 по 1911 год выросло на 388%. И лён, и хлопок — важное сырье для текстильной индустрии, поэтому не удивительно такое развитие этой отрасли в Российской империи. Её можно оценить по следующим данным.

Табачный магазин в Шувалово

Товарищество ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера владело отбельным, красильным, набивной и отделочным отделами, собственной лабораторией, граверной и рисовальной мастерской. К 1896 г. на ней действовало 18 набивных машин, оснащение состояло из 21 парового двигателя, 4-х парогенераторов, дизельной турбины и 117 электромоторов общей мощностью 2 тыс. л. с. Поставка электроэнергии производилась со станции московского отделения Общества электрического освещения. Ткани для отделки и другие материалы поступали примерно от 500 поставщиков, в том числе с Кренгольмской, Раменской и Высоковской мануфактур. Фабрика производила свыше 20 наименований тканей. В 1896-м году выпускалось 1 млн кусков, в 1912-м более 1.8 млн кусков, т.е. рост почти в два раза.

Балтийская мануфактура

Балашихинская хлопкопрядильная фабрика уже с момента открытия в 1830-м году была оборудована паровыми машинами. В 1850-м году на фабрике было 128 машин, 10 тысяч веретен, 510 рабочих. Оборот в 129 тысяч серебряных рублей. В 1875-м было уже 22 тысячи веретен и оборот в 600 тысяч, а в 1879-м уже 1 млн рублей и 900 рабочих. К 1890-му году на фабрике трудилось 2600 рабочих. В 1900-м году оборот составлял 5 млн рублей, в 1915-м было 180 тысяч веретен.

Балтийская мануфактура имела в 1901-м году почти 52 тысячи веретен и 1093 ткацких станка; если в 1900-м году на фабрике трудилось всего 175 рабочих и 13 служащих, то в 1908-м году уже 2054 рабочих.

Дедовская прядильная фабрика, основанная в 1911-м году, имела 3-этажную прядильную, 1-этажную со стеклянной крышей ткацкую, два 4-этажных общежития казарменного типа, в которых размещались приезжавшие ос всех концов России рабочие и их семьи; 5 деревянных домов для служащих, амбулаторию и больницу на 8 мест, баню, фабричную лавку, многочисленные технические и вспомогательные строения. Фабрика производила миткаль, батист, кисею, вуаль, креп и т.д. Жилые корпуса этой фабрики до сих пор обитаемы.

Жилой комплекс Дедовской фабрики

Троицкая суконная фабрика в 1914-м году производила ежегодно 500 тысяч метров сукна, 160 тонн шерсти и другую продукцию. В том году на фабрике работало 750 человек, когда как в 1908-м 500 человек, в 1874-м 202 человека. Фабрика работает по сей день.

На московской текстильной фабрике АО “К.О. Жиро и сыновья” в 1914-м году работало 4 тысячи человек. Торгово-промышленный дом А. и В. Сапожниковых, выпускавший парчу из бархата, ткани для мебели, фасонные, шелковые ткани и знамена для армии, в 1913-м году имел 300 ткацких станков и 2 млн рублей оборота в год.

На крупной Кренгольмской мануфактуре в 1893-м году было 340000 веретен, 22000 станков, 7000 рабочих. Энергией фабрику обеспечивали 11 водяных турбин (8550 л.с.) и паровые двигатели суммарной мощностью в 700 л.с. Мануфактура имела собственную школу и больницу для сотрудников и три храма на каждую христианскую конфессию. В 1910-м году было произведено почти 35 млн фунтов пряжи, 160 тысяч кусков ткани. Ежегодно производилось около 70 млн метров полуфабрикатов из хлопка, на фабрике трудилось свыше 10 тысяч рабочих.

Ростовская льнаная мануфактура, основанная в 1878-м году, имела трехэтажное здание, 20 прядильных, 1 крутильная, 4 чесальных, 8 ленточных машин, 20 ткацких станков и паровую машину. При этом фабрику основал купец Алексей Кекин для того, чтобы обеспечить работой местную бедноту: 265 рабочих, не считая детей, нашли здесь работу. Помимо этого, фабрикой был построен водопровод, приют, школа, мужская гимназия.Производство пережило большевистскую оккупацию, обанкротившись в 1990-х годах.

Помимо вышеназванных, в Империи действовало множество других фабрик, работавших по такому же принципу: обеспечивая рабочих всеми необходимыми социальными благами и наращивая производство из года в год. Все они были национализированы оккупантами в 1918–1919-м годах и многие смогли дожить до сегодняшнего дня (в отличии от советских заводов, многие из которых благополучно разваливались уже к концу 1980-х).

Производился в Империи и табак, при чем отечественный табак ценился не только в России, но и в Западной Европе, получал различные награды и успешно экспортировался. Выпуск различной табачной продукции постоянно рос (с конца 19-го века в десятки раз). Например Московская фабрика Бостанджогло в 1914-м году выпустила 500 тысяч кг табачных изделий. Вот неполный список имперских компаний, которые производили табачные изделия: Табачная фабрика А.Н. Шапошников, Табачная фабрика Асмолова, Товарищество табачной фабрики С. Габай, Табачная фабрика В.О. Стамболи, Табачная фабрика Н.К. Попова, Табачная фабрика торговый дом А. Койлю и К, Товарищество табачной фабрики А.Н.Богданов и К, Табачная фабрика Колобова и Боброва, Табачная фабрика общества Оттоман, Табачная фабрика Лаферм, Табачная фабрика Дукат, Табачная фабрика Серебрякова, Гродненская табачная фабрика Неман, Табачная фабрика Бостанджогло, Табачно-махорочная фабрика Т-го Д-ма Д.А. Шипилов и К, Товарищество Я.С.Кушнарева, Табачная фабрика Штаф, Табачная фабрика Левковича, Львовская табачная фабрика, Погарская сигаретно-сигарная фабрика Рутенберга, Табачная фабрика И.Л.Шерешевского, Табачная фабрика Братья И. и А.Асланиди, Табачная фабрика братьев Коген, Табачная фабрика Дунаева, Табачная фабрика сыновья Асвадурова, Табачно — махорочная фабрика торгового дома М.Н. Чумакова сыновья, Табачная фабрика Саатчи и Мангуби, Табачно-махорочная фабрика Заусайлова, Табачно-махорочная фабрика Криворотова, Табачно-махорочная фабрика Романова, Табачно-махорочная фабрика Савельева, Табачно-махорочная фабрика Тихонова, Табачная фабрика Петрова Б.Г., Назарова С.В. и К-о, Табачное производство Торгового Дома Жаворонков и Ко, Табачная фабрика Ник. Ив. Криворотова, Табачная фабрика Кушнарева, Табачная фабрика Шапшал, Табачная фабрика Н.А. Белянкина, Табачная фабрика Эсперо Стандарт, Табачная фабрика Торгового Дома Фиркович и К, Табачная фабрика А.Лопато и т.д.

Успехи российской легкой промышленности показательны и в производстве фаянсовых изделий, фарфора. Производство фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова (Товарищество), основанное в 1889-м году, в 1913-м году имело оборот в 19 млн золотых рублей и 12.5 тысяч рабочих. В Товарищество входило множество заводов, в 1898-м году оно было крупнейшим в Европе и производило к 1900-му году 2/3 всего российского фарфора. Например, Будянский фаянсовый завод в 1895-м году изготовлял изделий на сумму 0.5 млн рублей, на нем трудилось 2141 рабочих. В 1899-м году объем производства достиг 6.5 млн фаянсовых изделий в год, а в 1913-м более 11 млн, т.е. почти в два раза больше. Предприятие просуществовало до 2006-го года.

Помимо этих отраслей, были в Российской империи и производства косметики, лаков, красок, бумаги, удобрений, и много чего еще, о чем можно узнать здесь. Тут даны списки российских заводов по отраслям за 1907–1909-й годы с указанием численности рабочих на каждом предприятии.

Остановлюсь отдельно на парфюмерии, потому что Российская империя в последние 70 лет своего существования начала демонстрировать в этой сфере высший класс. Например, фирма Брокар и Ко (1893, Москва) производила мыло, помаду, пудру. Масштабы его производства оценим по таким данным: в начале производства оборот 12 тысяч рублей, в 1989-м около 500 тысяч, в 1900-м году 2,5 млн рублей. В отличие от советских поделок, Брокар производил парфюмерию международного уровня, при чем она была доступна как крестьянам, так и поставлялась императорскому двору. И, как и многие другие производства “отсталой империи”, предприятие Брокара работает по сей день и называется “Новая заря”.

“Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко”, основанное в 1896-м году, выпускало парфюмерию класса люкс, при этом все сырье производилось в России. “Уже в 1903 году основной капитал составлял 1,5 миллиона рублей и представлял собой 2000 именных паев по 750 рублей, чистая прибыль равнялась 75 тысячам рублей. К 1913 году основной пакет был увеличен до 2000250 рублей, а прибыль уже исчислялась в 180022 рубля. Благодаря высокому классу продукции, «Ралле и Ко» являлось официальным поставщиком Двора его Императорского Величества Императора Всероссийского, Шаха Персидского и его Высочества князя Черногорского. Товарищество четыре раза награждалось государственным гербом Российской Империи (больше из российских компаний никто столько раз эту награду не получал), высшим наградным знаком за высокое качество продукции — это по тем временам было наибольшим достижением. На Парижской всемирной выставке в 1878 году изделия компании были признаны «выше всякой награды», а на Парижской выставке в 1900 году была получена высшая премия — «Гран-при». Кстати, всего у фирмы было около 60 почетных наград. Это фирма была одной из крупнейших в Европе. Достаточно сказать, что у них было 675 различных наименований парфюмерной продукции. Особенно популярны были в России духи этого товарищества. Такие как «Букет Наполеона», «Нильская лилия», «Серебристый ландыш», «Русская фиалка», «Источник любви»”. Источник. После большевистской оккупации лучшее парфюмерное предприятие России было национализировано, переименовано в “Государственный мыловаренный завод № 4” и выпускало только мыло. Парфюмерия советскому народу была не нужна.

АО “Санкт-Петербургская химическая лаборатория”(1890 год) вырабатывала 150 пуд. помады, 2000 пуд. одеколона, 225 пуд. духов и 25 пуд. мыла. Выпуск продукции достиг 150 тысяч дюжин в год. Среди производимых наименований были одеколон «Тройной», духи «Лесной ландыш», «Красная гвоздика». Свою продукцию лаборатория поставляла во все города России экспортировалась косметика и за границу — в Вену, Франкфурт-на-Майне, Стокгольм. На фабрике работали несколько тысяч человек, она регулярно получала медали на выставках. Эксплуатировалась фабрика и после революции, при чем на ней большевики решили производить и парфюмерию.

Велось в России и производство шоколада. И здесь нас ждет забавное открытие — знаменитый “Красный октябрь” — это шоколадная фабрика “Эйнем”, основанная в 1851-м году. Бабаевская фабрика — это фабрика Абрикосовых, основанная в 1804-м году. Фабрика “Большевик” на самом деле никакой не большевик, а торговый дом «А. Сиу и К», основанный в Москве в 1855-м году и выпускавшая как кондитерские изделия, так и парфюмерию. Даже фабрика “РотФронт” не создана коммунистами, а является национализированной фабрикой “Торговый дом Леновых”. Оценить масштабы производства кондитерских изделий в России можно по следующим цифрам: “В конце 19 века в одной Москве было около 200 шоколадных производств, а в Санкт-Петербурге — более 260. Шоколадные производства были не только в столицах Российской империи. Например, в 1907 году кондитерская фабрика Станислава Якубовского из Вятки получила на Всемирной выставке в Париже Гран-при и одну из самых весомых французских наград — Крест почетного легиона, за изделия из шоколада. Весь мир знал русских производителей шоколада: Сиу и Борман, Абрикосов и Эйнем, Журавлева и Робинсон, Конради и Яни. И это не все фамилии.
Победители международных выставок и поставщики императорского двора”. Источник.

Итак, легкая промышленность Российской империи можно охарактеризовать следующим образом: продукция высокого класса мирового уровня, крайне динамично развивающаяся. После большевистской оккупации вся легкая индустрия была, фактически, уничтожена и влачила жалкое существование.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

Сельское хозяйство Российской империи давало значительный доход с экспорта, особенно пшеницы. Структуру экспорта можно представить на этом графике, подробнее сбор урожая за 1883–1914-й годы можно посмотреть подробный отчет здесь.

По сбору зерна Россия занимала первые места, торговля зерном, яйцами (50% мирового рынка) и сливочным маслом приносила большую часть доходов от экспорта. И тут, как видим, роль частных сил снова была главнейшей. Государство было слабо представлено в сельском хозяйстве, хотя ему принадлежало 154 млн десятин земли, когда как 213 млн десятин принадлежали крестьянским общинам и частным лицам. Только 6 млн десятин у государства были посевными, остальное занимал в основном лес. Иными словами, предприимчивые крестьяне обеспечивали основу экономики страны, производя товары, продажа которых позволяла покупать необходимые иностранные товары.

Урожайность за 1883–1914-й годы

Относительно развитым было животноводство. “Количество лошадей на 100 жителей: Россия — 19,7, Британия — 3,7, Австро-Венгрия — 7,5, Германия — 4,9. Франция — 5,8, Италия — 2,8. Единственная европейская страна, соперничающая с Россией — Дания. Там на 100 человек приходилось 20,5 лошадей. В целом обеспеченность лошадьми была на уровне Америки, но уступала Аргентине, Канаде и Австралии.
По крупному рогатому скоту Россия не была лидером — скорее, крепким середняком. В среднем на 100 жителей Российской Империи приходилось 29,3 голов крупного рогатого скота. В Австро-Венгрии — 30, в Британии — 26,1, в Германии — 30, в Италии — 18, во Франции — 32,1, в США — 62,2. То есть дореволюционная Россия была вполне достойно обеспечена крупным рогатым скотом — фактически каждый третий имел корову.
По овцам Россия тоже крепкий середняк: показатели не лучшие, но далеко и не худшие. В среднем — 44,9 овец и баранов на 100 человек. В Австро-Венгрии это число составляло менее 30, в Британии — 60,7, в Германии — 7,5, в Италии — 32,3, во Франции — 30,5, в Америке — 40,8 овец на сто человек. Единственная отрасль, в которой Россия уступала некоторым ведущим державам — свиноводство, оно было не очень распространено. В среднем на 100 человек приходилось 9,5 свиней. В Австро-Венгрии — около 30, в Британии — 8,1, в Германии — 25,5, в Италии — 7,3, во Франции — 11,2. Впрочем, и здесь средний уровень не уступает французскому или британскому”. Данные отсюда.

Механизация сельского хозяйства с 1905-го по 1913-й годы можно представить в виде следующих цифр:

Паровых плугов завезено в 1905-м году 97 единиц, в 1912-м 73 тысячи единиц.

Сеялок в 1905-м году завезено 30.5 тысяч, в 1913-м около 500 тысяч.

Локомобилей в 1905-м году завезено 489,6 тысяч, в 1913-м году более 1 млн единиц.

В 1905 году завезено 2,6 млн пудов томасовых шлаков, в 1913-м — 11,2 млн.

Фосфоритов в 1905 году завезено 770 тысяч пудов, в 1913-м 3,2 млн.

Суперфосфатов в 1905-м году завезено 1,7 млн пудов, в 1913 году — 12 миллионов.

Николай Васильевич Верещагин. “Веселый молочник” здорового человека.

Развивалось производство сливочного масла. Экспорт сливочного масла в 1897 году составил 529 тысяч пудов на сумму 5 миллионов рублей, хотя до этого экспорт почти отсутствовал. В 1900 году — 1189 тысяч пудов на сумму в 13 миллионов рублей, в 1905 году экспорт возрос до 2,5 миллиона пудов на сумму 30 миллионов рублей, а еще через год экспортировалось уже 3 миллиона пудов на сумму 44 миллиона рублей. При этом развитию отрасли Империя была обязана Николаю Васильевичу Верещагину. «Перевозка по железным дорогам, как показала статистика свыше 20 000 000 пудов в год, а так как до 3 000 000 пудов масла из этого количества экспортируется заграницу и оценивается приблизительно в 30 000 000 рублей, то остальное количество, свыше 17 000 000 пудов, во всяком случае представляет ценность не меньше 30 000 000 рублей, а, следовательно, мы уже производим молочных продуктов примерно на 60 000 000 рублей в год. Ценность скота более удойного и земли более урожайной несомненно значительно поднялась повсюду, где привилось улучшенное молочное хозяйство». Источник.

Производство сахара увеличилось с 1887-го по 1913-й год с 25,9 млн пудов до 75,4 млн пудов. Также росло и его потребление (см. таблицу):

Население

Не секрет, что население Российской империи росло очень быстрыми темпами. Население Европейской части России с 1897-го по 1914-й год выросло с 94 млн до 128 млн, Сибири с 5,7 млн до 10 млн. Всего по Империи, включая Финляндию, с 129 млн до 178 млн человек (по другим данным, в 1913-м году население без Финляндии составляло 166 млн). Городское население, по данным 1913-го года, составляло 14,2%, т.е. более 24,6 млн человек. В 1916-м году в Империи проживало уже около 181,5 млн человек. В сущности, этот человеческий актив и заложил основы будущей победы в ВОВ —это численное преимущество людей, выросших в относительно сытые имперские годы, получивших неплохой иммунитет и физические данные, обеспечили Россию рабочей силой и армией на долгие годы вперед (а так же те, кто родился у них в начале 1920-х).

Образование

Численность учащихся в низших, средних и высших учебных заведениях, а так же грамотность, в последние десятилетия Империи неуклонно росли. Это можно оценить по следующим данным:

Бюджет на образование Министерства Народного просвещения на период с 1894-го по 1914-й: 25,2 млн руб и 161,2 млн руб. Прирост на 628%. По другим данным, бюджет МНП составлял 142 млн рублей в 1914-м году. Общий расход министерств на образование составлял 280–300 млн + расходы городов и земств около 360 млн рублей. Итого общие расходы на образование в РИ в 1914-м году составляли 640 млн рублей или 3,7 рубля на человека. Для сравнения, в Англии этот показатель был 2,8 рубля.

Намерение достигнуть полной грамотности как долговременная задача правительства, было очевидным. Если в 1889-м году умение читать у мужчин и женщин в возрасте с 9 до 20 лет было 31% и 13% соответственно, то в 1913-м году это соотношение было уже 54% и 26%. Россия, разумеется, отставала в этом отношении от всех развитых европейских стран, где читать и писать умели от 75% до 99% населения.

Численность начальных учебных заведений к 1914-му году была 123745 единиц.

Численность средних учебных заведений к 1914-му году: около 1800 единиц.

Численность вузов к 1914-му году: 63 единицы государственных, общественных и частных. Численность учащихся — 123532 студента в 1914-м и 135065 студентов в 1917-м.

Источник таблиц ниже

Грамотность в городах с 1897-го по 1913-й выросла в среднем на 20%


Рост грамотности среди рекрутов говорит сам за себя.

В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей. В педагогических вузах и семинариях МНП обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся . Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них):если к 1906 году в них работало 82.8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных)профессионально подготовленных учителей, то к 1914 — уже соответственно 96 и 98.7%. Источник

В целом, согласно ожиданиям того времени, проблемы с грамотностью населения и созданием системы всеобщего образования должны были быть решены к 1921–1925 годам. И что-то я не сомневаюсь, что так бы оно и было.

Данные по росту экономики

Наконец, мы подошли к последнему разделу статьи, который можно назвать обобщающим. Здесь я предоставлю общие оценки роста российской экономики, который можно оценить по следующим данным:

Доля в мировом промпроизводстве выросла с 3,4% в 1881-м году до 5,3% в 1913-м году.

С 1909 по 1913-й годы рост в тяжелой промышленности 174%, в легкой 137%.

Годовой заработок рабочих неуклонно рос, не смотря на кризис 1899–1908 гг. Таблицу увеличил на весь экран, так как иначе она будет плохо читаема.

Неуклонно росло и производство двигателей, которых так не хватало, и сельхозмашин.

Итоги

Таким образом мы видим, что абсолютно по всем параметрам развития экономики Российской империи с конца 1880-х и до 1917-го года, страна делала значительные успехи. Несомненно, что Россия оставалась все еще отстающей от Франции, Германии, Англии, США и даже в некоторых аспектах от Италии и Дании. Но тенденция непрерывного развития очевидна — это позволяет нам сделать вывод, что и после 1917-го года страна делала бы успехи в экономике. Что касается сравнительно низкого уровня жизни большинства населения в 1900-е годы, то Россия в принципе почти всегда отставала от остальной Европы, как отставала и при СССР, и сегодня. Но в РИ мы видим, как доходы населения росли непрерывно и быстрыми темпами, чего не скажешь о быте советских людей и нашей сегодняшней многолетней стагнации.

Одним из тормозящих развитие экономики факторов было повышение пошлин, протекционизм. Возможно, вы уже знакомы с мнением, что пошлины якобы способствовали развитию отечественной промышленности. Но это не так, ведь быстрее развивались именно те отрасли, где не было конкуренции с иностранной продукцией (сырье, обработка, сельское хозяйство, кустарное производство, текстиль). Пошлины тормозили развитие двигателестроения, автомобилестроения, самолетостроения — во многом потому, что только зарождающейся индустрии в этих отраслях не хватало иностранных компонентов, так необходимых на начальном этапе, делало бизнес в этих отраслях нерентабельным. Тариф 1868 года, например, вводил пошлины на машины. Точно также были повышены пошлины на машины в 1891-м году. В итоге именно в машиностроении с тех пор прирост был наименее существенным и высока доля импортных машин. Когда как адепты протекционизма указывают нам всегда на впечатляющий рост в сырьевой промышленности и сельском хозяйстве, где России, в общем-то, ничего и не могло угрожать при всем желании.

Александр Станкевичюс

Источник

  • Борис Батыршин

    Весьма поверхностно. На дилетанта. Автор например, напрочь обошел вниманием тот грустный факт, что в РИ напрочь отсутствовал такой важнейший сегмент промышленности, как станкостроение, а ведь это основа основ. Более чем зачаточным было двигателестроение, энергомашиностроение. Насчет громко заявленных успехов в военном кораблестроении я бы скромно умолчал. Единственным реальным достижением мирового уровня были “Новики” и, пожалуй, минзаги времен Русско-Японской. Все остальное, и прежде всего, броненосцы русской постройки и уж тем более, линкоры, как правило, были более чем средненькими кораблями, изрядно к тому же отстающими от своего времени. Так, например, лучшими кораблями времен РЯВ были корабли немецкой и американской постройки, а попытка копировать на своих верфях небесспорные французские проекты закончились переворачивающимися один за другим броненосцами 1-го отряда адмирала Рожественского. Свои же “Полтавы” были кораблями более чем посредственными, а если говорить об “Авроре” и остальных “сонных богинях” – так и просто плохими. Так же история была и с артиллерией – засилье французских систем Канэ…
    .