• О ПРОЕКТЕ

Соединенные Штаты – страна иммигрантов, с этим не поспоришь. На протяжении четырех с лишним веков, люди со всех уголков мира ехали и едут в Америку. Так что там самый большой в мире «этнический винегрет».

 
Однако есть один важный момент. Американская нация как таковая сформировалась к середине (ну или же к концу) 19-го столетия. И на тот момент основной массой, можно сказать этническим и культурным «ядром» являлись европейские мигранты.

Прежде всего, выходцы из Великобритании (главным образом англичане), далее немцы, в основном из северной и центральной Германии, которых с середины 18-го века въехало по разным оценкам от 6 до 10 миллионов. А также голландцы и выходцы из Скандинавии. Все они достаточно быстро смешивались, в силу языкового, культурного и религиозного родства и уже во втором, максимум в третьем поколении чувствовали себя американцами, для которых родным становился английский язык.

И именно они составили главный людской ресурс Великой колонизации 19-го века, растекаясь во все уголки североамериканского континента. Не случайно и сегодня на среднем Западе каждый третий белый американец имеет немецкие или скандинавские корни.

Особняком долгое время держались лишь французские креолы Луизианы, но без антагонизма. Среди белых мигрантов «изгоями» долгое время являлись ирландцы и итальянцы, представляя из себя, весьма специфическую и замкнутую часть американской нации.

На протяжении долгого времени белое (англоамериканское) господство в стране было неоспоримо. Во всём! И количественно и уж тем более качественно. Ещё в 70-е годы вся американская элита, да и большинство среднего класса были из представителей т.н. W.A.S.P.… Однако это все реалии вчерашнего дня.

Социально-экономические сдвиги, перемены в политической и правовой системе, буквально за 30-40 лет изменили американское общество не только на социальном и культурно-психологическом уровне, но в расово-этническом отношении. США становятся все менее «белой» и «западной» (европейской) страной. То, что сегодня и принято называть метисацией или более подходящее для США определение – «бразилизацией».


Немного статистики

К 2050 г. расовое соотношение, по прогнозам, будет иметь примерно следующий вид (по сравнению с 2008 г.): 

– чернокожее население – с 41,1 млн. до 65,7 млн. чел. (с 14 до 15% от всего населения), 

– испаноязычное население – с 46,7 млн. до 132,8 млн. чел. (с 15 до 30%).

– американцы азиатского происхождения – с 15,5 млн. до 40,6 млн. чел. (с 5,1% до 9,2%).

То есть к середине 21-го века белое население будет составлять менее половины от общего числа. 

Если смотреть отдельные регионы, то в Техасе белые составляют 49,2%, а латиноамериканцы (читай – мексиканцы-метисы) – 35.1 %. В Калифорнии – 43,8% (латиноамериканцы – 35.2 %). В Аризоне латиноамериканцы насчитывают уже 43,4%.

И это данные 2005 года. Сегодня «цветной» расклад ещё менее в пользу белых.

Немаловажно и то, что процесс «бразилизации», охватывает, прежде всего, штаты, ключевые в экономическом отношении – Калифорния, Техас, Нью-Йорк и так далее. В то время как самые «белые» по своему составу штаты – это «американская периферия» (северная часть среднего Запада и Северо-запад США). Как это повлияет на ситуацию пока сложно сказать.

Как реагируют на эту тенденцию власти США, в том числе и правительство уже хорошо известно. Не говоря уже о львиной доле американской интеллектуальной элиты, которая уже давно и прочно сидит на идеях мультикультурности, которую и несет в массы руками и языками всякого рода «отбитых» активистов, наподобие феминисток и им подобных.

 
Но как реагирует на это само белое американское общество. Тот самый «средний класс». Что люди думают и что делают. Понятно, что многое не вслух и не напоказ. Это просто опасно, с учетом накала «терпимости» и «толерантности». Но незримые подвижки всё же есть.

Приведу один частный, но весьма показательный пример (из статьи «В Америке бум белых анклавов», источник: inopressa.ru, 13 октября 2009).

«Объехав почти все Соединенные Штаты в 2007-2009 годах, афроамериканский журналист Рич Бенджамин открыл новый демографический тренд, которому на удивление почти не уделялось внимания – переселение белых американцев из больших городов и примыкающих к ним пригородов в замкнутые, расово однородные анклавы.

 

Прирост населения в таких городках (например, Сент-Джордж, Юта, и Кер д’Ален, Айдахо), которые Бенджамин называет “уайтопиями”, втрое превышал в последние годы общенациональные показатели, что ставит под вопрос идею “плавильного котла”.

Журналист Time Рэнди Джеймс взял интервью у Бенджамина, подготовившего по итогам своего двухлетнего расследования книгу “В поисках Уайтопии: невероятное путешествие в самое сердце белой Америки”. 

Бенджамин рассказал, что в этих “анклавах” наблюдался с 2000 года прирост населения на 6%, причем более 90% этого прироста обеспечивалось белыми переселенцами, привлеченными “непередаваемым социальным шармом” уайтопий.

Главной причиной автор новой книги называет безопасность этих районов, хорошие природные условия и высокое качество государственных школ. Однако продолжает он, “эти качества на подсознательном уровне неотделимы от расы в умах многих американцев”. Некоторые, вспоминает Бенджамин, признавались ему, глядя в глаза, в том, что вопрос расы играл для них важную роль, однако большинство жителей уайтопий не практикуют какую-либо преднамеренную дискриминацию или сегрегацию. 

Уайтопии, по мнению журналиста, могут формироваться и прямо посреди больших городов. Дело в том, что не все понимают, что разнообразие и интеграция – это не одно и то же. По словам Бенджамина, в его родном Нью-Йорке, по данным социологов, белые и черные сейчас сегрегированы не меньше, чем в 1910 году. 

Себя автор книги о уайтопиях называет интеграционистом, поясняя, что, по его мнению, демократия не может функционировать оптимально, пока все члены общества не интегрированы полностью. А сообщество мыслящих схожим образом людей создает условия, в которых одно мировоззрение насаждается, а альтернативные точки зрения игнорируются… 

Бенджамин рассказывает также, что был удивлен распространенностью полей для гольфа в уайтопиях. По его мнению, их можно даже помещать на гербы этих городков. В ходе своего расследования, вспоминает он, ему довелось даже побывать в секте “белых сепаратистов” из штата Айдахо. Они с некоторым удивлением приняли афроамериканца и мучительно объясняли разницу между собой и расистами. Так, представители секты заявили ему: “Мы не считаем себя лучше вас, мы просто хотим быть отдельно от вас”». 

Какое будущее ждет «белую» Америку (и Америку в целом) сказать трудно. США уже пережили однажды распад на две части. И кто знает, не появится ли в будущем новый «юг» и «север». Всё может быть. Очевидно одно, расовый вопрос не только не утратит актуальность, но и будет приобретать ещё большую остроту со всеми вытекающими из этого последствиями.

Источник