Текст выступления члена ЦК Национально-демократической партии Всеволода Радченко на заседании клуба «Прометей».

Краткость – сестра таланта (с) Чехов А.П.

По мере сворачивания реальной политики, а затем и уличной основным полем деятельности для национального движения становится интернет. Развитые социальные сети позволяют относительно свободно и намного эффективней, чем малочисленные митинги доносить информацию до широкой аудитории.

Однако выход за пределы политизированной тусовки и расширение аудитории остаётся одной из главных проблем и нерешённых задач русского движения. При том, что, согласно различным социологическим исследованиям, по ключевым вопросам правой повестки большинство граждан поддерживает наши требования – как например, в случае с требованием ограничения иммиграции и введения визового режима со странами Средней Азии и Закавказья – уровень поддержки и даже узнаваемости национально ориентированных организаций стремится к нулю.

Частично это обусловлено давно укоренившимся раскрученным и навязанным образом националистов, как экстремистов, маргиналов и аутсайдеров. Частично это связано с зачисткой политического поля, когда закрывались наиболее живые и перспективные организации. Однако основная проблема, на мой взгляд, заключается в другом. Это неспособность работать в современном информационном поле – непонимание его законов.

Наши публикации редко выходят за пределы привычного круга общения. Всё сводится к обсуждению текущих новостей и критике политических практик действующих субъектов политики. За редким исключением, мы не предлагаем никакой альтернативы. Ряд правых информационных ресурсов периодически выдают программные статьи из разряда – как будет устроен институт гражданства в Русском национальном государстве или какие экономические шаги будут предприняты. Однако такие так называемые лонгриды способны заинтересовать только тех, кто уже в теме. На это нужно тратить время – читать, вникать, рефлексировать.

Многие забывают, что мы живём в эру большого потока разносторонней информации, отразившегося на самой психологии восприятия этой информации. Речь о клиповом мышлении. Длинный текст в лучшем случае будет прочитан до конца, если он с самого начала «зацепил» – это если позволяет время. Длинное монотонное часовое интервью способно заинтересовать только стойких фанатов или специалистов. Не нужно забывать о том, что любое чтение отнимает время, а большинство даже заинтересованных и высокомотивированных людей из самой лояльной, преданной аудитории занято работой, семейными, личными проблемами и прочей бытовой рутиной, читая преимущественно в короткие перерывы между делами или в редкие часы досуга.

Нравится это кому-то или нет, но клиповое мышление со всеми его минусами и недостатками – это факт, который мы либо принимаем к сведению, принимаем на вооружение его законы и эксплуатируем для более эффективного достижения цели, либо игнорируем и тратим основное время и силы на мало востребованные длинные тексты для уже разагитированной аудитории.

Ряд правых сайтов умело совмещают короткие вирусные публикации и глубокие вдумчивые тексты. Однако лёгкий и быстрый «вирусняк» опять же, как правило, касается каких-то новостей, скандалов и цепляет, прежде всего, не вовлечённых активно в политику явных симпатизантов, но редко затрагивает программный базис, заставляющий задуматься широкую аудиторию.

Для расширения аудитории и популяризации наших взглядов нужен новый качественный продукт, лёгкий для усвоения. Он должен совмещать в себе удовлетворение основных потребностей человека (за основу можно взять пирамиду Маслоу), яркий позитивный образ будущего и предельную краткость. Это должен быть не лозунговый продукт из разряда «Русский – значит трезвый» или «Каждой семье доступное жильё» — так как подобные слоганы для большинства непосвящённых обывателей остаются необоснованными и нераскрытыми, либо рассчитаны на уже подготовленную аудиторию. А ёмкий яркий тезисный продукт, дающий образ альтернативного будущего.

Эти пропагандистские продукты могут быть разного типа:

  1. Текстовые – публикации до 5-6 абзацев;
  2. Графические с читаемым месседжем – плакаты;
  3. Видео – художественные клипы или видеоблоги до 2-3 минут.

Важно, чтобы эти продукты были не разовыми, а системными, серийными, давая ответы на разные вопросы. Они должны успеть примелькаться и повышать интерес к каждой следующей серии. В итоге мелкими инъекциями, не перегружая и не отталкивая сторонних пользователей, мы сможем постепенно превратить их в своих симпатизантов и носителей национального мировоззрения, подготавливая почву для общественной поддержки право-консервативного политического лагеря.

Также для расширения аудитории имеет смысл публиковать короткие пропагандистские видеоролики с несколькими ораторами-единомышленниками, где каждый будет зачитывать свой короткий тезис. Это позволит охватить более широкую аудиторию из друзей и знакомых каждого из участников видеопроектов, мотивируя каждого причастного на самостоятельное продвижение продукта, как одного из политических бенефициаров. Подобный способ также позволит аудитории каждого из участников проекта познакомиться и с другими политическими активистами, убивая двух зайцев – демаргинализируя движение через демонстрацию массовости и адекватности носителей идеи, а также постепенно расширяя аудиторию каждого за счёт перекрёстного опыления аудиторий.

На данный момент подобную системную работу с интернет-аудиторией, давая попунктно короткие, но ёмкие яркие ответы на актуальные запросы общества в России никто не ведёт. Концентрирование пропаганды именно на подобных проектах, на мой взгляд, является приоритетным для формирования в общественном сознании единственной привлекательной и убедительной альтернативной картинки политического будущего России, популяризации русского политического национализма и его лидеров.