• О ПРОЕКТЕ

О жизни в СССР написано достаточно много. Левые предпочитают идеализировать эту эпоху (за исключением еврокоммунистов и легальных марксистов), правые наоборот, предпочитают подчёркивать слабые стороны советской России.

Но сегодня мы поговорим о сателлитах Союза Нерушимого – о странах Восточного Блока.

Не секрет, что сегодня наиболее яростное сопротивление неолиберализму и левому либерализму оказывают бывшие участники Организации Варшавского Договора и бывшей Югославии – сербы, хорваты, македонцы, боснийцы, болгары (часть населения, а никак не правительство, – здесь и далее примечание редактора), чехи (исключительно как глубоко секуляризированное общество) и словаки, венгры, поляки (при этом являются американофилами). Даже на территории бывшей ГДР, согласно статистике, в десятки раз меньше беженцев, чем на «западных» землях ныне единой Германии. А население охотнее поддерживает национально-ориентированные политические силы.

По идее, всё должно быть с точностью наоборот – люди, воспитанные в духе «братства трудящихся», должны открывать свои страны «жертвам капитализма и расизма», а западные «буржуи» наоборот, заниматься всяческим расизмом.

Однако, вот же факт – венгры строят на границе подобие «стены Трампа», сербы разгоняют гей-парады, польские националисты скандируют «К чёрту ЕС!» – одним словом, Восточная Европа не желает принимать незваных гостей из Азии и Африки, и недовольна политикой Брюсселя. Из разряда комичного – чехи очень интересно противостоят мировой чуме одержимости гомосексуализмом и различными играми вокруг половой идентичности, этот центрально европейский народ регулярно снабжает интернет гетеросексуальными порно-актрисами.

И для того, чтобы понять причину такой консервативности (в некоторых случаях «альтернативного глобализма»), обратимся к опыту не такого далёкого прошлого.

ГДР

 

Начнём с социалистического острова на самом Западе – Германской Демократической Республики.

ГДР изначально формировалась как единственное государство германской нации, (что вызвало большие проблемы с ФРГ), федеративное, с парламентской системой. Уже позже, в 1974 году, после конституционной реформы, ГДР стала унитарной, социалистической республикой «крестьян и рабочих». То есть, без малого двадцать лет, восточные немцы жили так же, как и западные – в национальном государстве собственного народа.

У восточных немцев так же была многопартийная система (но с представительством профсоюзов и общественных организаций), развитая промышленная система (второе место после СССР), и активное сельское хозяйство.

Изначально, ненационализированная часть промышленности была объединена в Торгово-промышленную палату ГДР (Industrie- und Handelskammer der DDR), до 1953 года в ряд региональных торгово-промышленных палат — Торгово-промышленную палату Хемница (Industrie- und Handelskammer Chemnitz), Торгово-промышленную палату Дрездена (Industrie- und Handelskammer Dresden), Восточнотюрингскую торгово-промышленную палату в Гере (Industrie- und Handelskammer Ostthüringen zu Gera), Южнотюрингскую Торговопромышленную палату (Industrie- und Handelskammer Südthüringen), Торгово-промышленную палату Галле-Дессау (Industrie- und Handelskammer Halle-Dessau), Торгово-промышленную палату Нойбранденбурга (Industrie- und Handelskammer zu Neubrandenburg), Торгово-промышленную палату Шверина (Industrie- und Handelskammer zu Schwerin), Торгово-промышленную палату Восточного Бранденбурга (Industrie- und Handelskammer Ostbrandenburg), Торгово-промышленную палату Потсдама (Industrie- und Handelskammer Potsdam). Кроме народных предприятий (Volkseigener Betrieb), предприятий с государственным участием (Betriebmitstaatlicher Beteiligung), частных предприятий (Privatbetrieb), существовали также производственные кооперативы ремесленников (Produktionsgenossenschaft des Handwerks).

Полностью розничная торговля и малое предпринимательство было национализировано в ГДР только к 1975 году. Кроме промышленности, ГДР имела и интенсивное сельское хозяйство.

СФРЮ – Социалистическая Федеративная Республика Югославия.

 

Югославия отличалась от ГДР однопартийной системой, но это компенсировалось шестипалатным парламентом, состоявшим из  Союзного совета, Хозяйственного совета, Просветительно-культурный совета, Социально-здравоохранительного совета, Организационно-политического совета, Совета Наций.

Экономическая система Югославии основывалась на сочетании плана и рыночных инструментов, при наличии рабочего контроля над предприятиями (рабочего самоуправления), децентрализации экономики и автономии местных властей (республиканских и региональных) в плане экономических вопросов.

Венгерская Народная Республика

 

После восстания 1956 года, экономика Венгрии была частично разгосударвстлена. Была разрешена мелкая частная собственность на средства производства, и в итоге венгерская экономика начала стремительный рост. В частности, Венгрия прославилась автобусами «Икарус», которые до сих пор ездят по улицам российских городов. Венгрия вернулась к альтернативным выборам в 1983 году. Начиная с 1970-х годов венгры могли свободно выезжать в другие страны.

Чехословацкая Социалистическая Республика

 

В Чехословакии изначально присутствовало разделение на промышленную Чехию и аграрную Словакию. В ходе реформ, проведённых в период с 1945 года по 1970-ый, частный сектор в экономике постепенно сокращался. Тем не менее, уровень экономического развития оставался высоким.

После «Пражской весны» и вызванного ею политического кризиса, руководство Чехословакии сокращало рыночные отношения в республике, но полностью от розничной торговли чехи и словаки так и не отказались до самого конца коммунистического режима.

Польская Народная Республика

 

Польша, как и ГДР, сохранила многопартийную систему и систему общественных организаций, но отличалась от всех стран соцблока частотой рабочих и крестьянских выступлений.

Таким образом, можно сделать определённые выводы. Итак:

  1. В большинстве случаев мы имеем дело с многоукладной экономикой, в которой развитая промышленная сфера сочеталась с интенсивным сельским хозяйством (или наличием целых сельскохозяйственных регионов). Таким образом, наряду с мощной городской жизнью соседствовала не менее мощная сельская, которая выступала своеобразным политическим «противовесом» индустриальным центрам. Сельское население всегда является носителем консервативных и традиционалистских ценностей, которые трудно проигнорировать даже при идеологической диктатуре социализма.

  1. Вопрос собственности.

Во всех вышеперечисленных случаях, оставалась частная собственность на имущество, на мелкие и средние средства производства. Это позволило сохранить частично буржуазный характер обществ.

  1. Демократические институты.

От многопартийной системы ГДР до «социалистического корпоративизма» Югославии – везде в описываемых случаях сохранилась выборность, те или иные демократические институты, как вариант – гражданская активность и постоянная борьба с социалистическим государством (в случае с Польшей).

  1. Свобода вероисповедания.

В отличие от СССР с его политикой «научного атеизма», в Восточной Европе сохранилась относительная свобода вероисповедания. Наличие атеистической политики уравновешивалось православием или католицизмом, что послужило дополнительным плюсом в консервативную копилку.

В итоге данные народы получили уникальную возможность сохранить свою идентичность. Они в 1970-е и 1980-е годы не подвергались такой массовой глобалистской пропаганде, как страны Запада. При этом они и не имели такого идеологического прессинга того же глобализма (пусть и «красного»), как в СССР. Данные государства сохраняли свои национальные институты и национальное самосознание в той мере, в которой это было возможно в условиях второй половины XX века.

Надолго ли хватит сил восточным европейцам сопротивляться общепринятой политике толерантности? Вопрос, конечно, интересный.

На данный момент Восточная Европа активно противостоит политике Брюсселя в миграционных вопросах. Но, в экономическом плане бывшие «союзники» мягко говоря, несостоятельны, и чем закончится виток противостояния между Брюсселем с одной стороны, и молодыми постсоциалистическими государствами с другой – вопрос по прежнему открытый…