• О ПРОЕКТЕ

В настоящий момент географический ареал такого явления как «украинский неонацизм» давно перекинулся с территории Украины в регионы России. Такова плата за научную леность и косность мышления среди российской научной и политической элиты.

21 ноября в центре Киеве состоялось широко анонсированная акция так называемых радикалов — так в России именуют сторонников украинского неонацизма, объединенных в ряд партий, организаций и движений. В СМИ России имеют, как правило, весьма абстрагированное представление о разновидностях украинского неонацизма. Украинские СМИ научились различать эти группы и сразу указали на идейно-организационные разногласия между ними. Согласно ряду публикаций в украинских СМИ украинские неонацисты готовили акцию протеста двумя основными колоннами. Одну возглавлял широко известный за пределами Украины «Правый сектор», другую — становящийся не менее известным батальон/полк «Азов» и его политические «дочки». Именно в отношении данной структуры известный журналист Павел Шеремет, впоследствии убитый в Киеве, произнес следующие слова: ««Азов» – самая организованная идейная сила на Украине». Вынуждены согласиться с этим выводом.

Автор этих строк принадлежит к тем очень немногочисленным отечественным авторам, кто давно уже интересуется историей и предысторией этого образования. Причем не столько его боевыми и карательными действиями, сколько общественными и политическими планами и методами борьбы.

Формально история «Азова» насчитывает неполных три года. Однако, за это время удалось сформировать одно из самых боеспособных (в первую очередь, с точки зрения мотивации) подразделений украинской армии/национальной гвардии, получившего ценный боевой опыт во многих ключевых сражениях войны в Донбассе – Мариуполь и Иловайск (2014), Широкино и Мариуполь (2015-2016). Разумеется, «Азов» является далеко не единственным добровольческим формированием, однако есть несколько ключевых моментов, позволяющих качественно отделить «Азов» от сонма национальных украинских батальонов и подразделений, сформированных в 2014-2015 годах.

3

Во-первых, конкретная идеология социального национализма, которую обязаны разделять все члены «Азова», добровольческий характер которого способен отсеивать всех тех, кто не подходит по идейным критериям. Следует, однако, отметить, что генезис идеологии «Азова» восходит к харьковской организации «Социал-Nациональная ассамблея» (так в оригинале — А.П., Э.П.) и движению «Патриот Украины», а те, в свою очередь, к львовской «Социал-национальной партии Украины». Из всех современных крупных формирований только «Азов» и порожденные им общественные и политические структуры открыто исповедует идеологию социал-национализма — украинской версии германского национал-социализма. Во-вторых, лидеры «Азова», такие как Андрей Билецкий или главный идеолог Олег Однороженко, еще в начале-середине нулевых участвовали в украинском националистическом (неонацистском) движении, при Януковиче отсидев в тюрьме за свою деятельность. Иными словами, эти люди в течение долгих лет последовательно шли по пути реализации своих идей, не боясь попасть за решетку и не имея прямых корыстных интересов. В отличие от проходимцев и «бизнесменов от национализма» таких, как Константин Гришин (батальон «Донбасс») или откровенных бандитов, как Руслан Абальмаз (батальон «Айдар»). В-третьих и наиболее важных, помимо боевого подразделения (сначала батальон, затем полк «Азов») буквально за пару лет удалось создать полноценную общественную структуру «Гражданский корпус», занимающуюся работой в обществе и продвигающую не на словах (как это принято в украинском политикуме), а на деле свою идеологию. Осенью этого года была создана политическая партия «Национальный корпус».  Таким образом, «Азову» удалось создать структуру,  которая обладает четкой и артикулированной идеологией и включает в себя:

  • находящееся в постоянной боеготовности подразделение численностью свыше 1 тыс. человек, вооруженное, в том числе тяжелой артиллерией и бронетехникой, плюс кадровый резерв из отслуживших ранее и демобилизовавшихся солдат;
  • общественное движение, реализующее множество самых разных проектов – от культурно-просветительских, благотворительных до научно-технических изысканий;
  • политическую партию, призванную опираться на связку общество-армия и продвигать свои интересы через легальную политику.

Вероятно, сравнение с немецкими СС (которые имели широко разветвленную структуру во многих сферах общества времен Веймарской республики, а затем нацистского государства) польстило бы представителям «Азова». И хотя официально связь с германским национал-социализмом у «Азова» не проводится, тем не менее, историк по образованию и бывший руководитель ультраправой группировки «Патриот Украины», Андрей Билецкий, очевидно, знаком с эффективными по функционалу практиками Третьего Рейха. Не случайно в среде своих единомышленников он имеет прозвище «Белый вождь».

1

Образованный на базе пункта приема помощи бойцам батальона в августе 2014 Гражданский Корпус «Азова» за эти два с небольшим года сумел организовать свою деятельность сразу по многим направлениям работы с обществом и широким продвижением своих идей:

Работа с детьми:

  • Организация и проведение совместного досуга на спортивных, туристических и военно-обучающих мероприятиях и соревнованиях, «уроки мужества» в школах, открытие бесплатных спортивных секций, бесплатных военно-патриотических лагерей.
  • Благотворительные сборы для оказания помощи детям-сиротам

Работа с молодежью:

  • Бесплатные спортивные секции и военно-патриотические лагеря.
  • Организация разнообразных спортивных турниров, от футбола до рукопашного боя.
  • Организация концертов и фестивалей музыкальных коллективов, в том числе из России, имеющих культовый статус в своей среде, то есть, работа с молодежными субкультурами.
  • Семинары и лекции для студентов в вузах, разумеется, с определенным идеологическим подтекстом.
  • Работа по продвижению собственной идеологии в обществе и предоставлению альтернативы («третьего пути») на фоне растущего разочарования в либеральной идеологии и практике, в том числе, в «союзнике» Украины — Евросоюзе. «Азов» и его общественные и политические структуры позиционируют себя как идейно-политическую альтернативу либерализма, как единственную силу, способную защитить Украину от «внешней оккупации» (под которой подразумевается Россия) и спасти от режима «внутренней оккупации» (так в ультраправой среде на Украине именуется режим нелегитимного президента Порошенко). Работа в этом направлении включает в себя:
  • Выпуск видео-продукции (документальные фильмы).
  • Проведение художественных выставок и литературных вечеров.
  • Организация и проведение общественных лекций на исторические и политические темы.
  • Увековечивание памяти национальным и историческим героям. Особое место в пантеоне героев «Азова» занимает князь Святослав, что не случайно: он был язычником (многие, если не большинство боевиков «Азова» исповедуют язычество/родноверие) и разгромил иудейский Хазарский каганат. Увековечение памяти этого исторического персонажа осуществляется путем установки памятника в городе Мариуполь. Святослав является культовой фигурой для очень многих ультраправых из России, Украины и Белоруссии и установка памятника в Мариуполе, как бы, приватизирует эту фигуру Украиной.

Работа по преодолению проблем, напрямую не связанных с политикой:

  • Поддержка протестов рядовых граждан против незаконной застройки.
  • Организационная и силовая помощь в проведении протестов в Киеве. Например, оказание помощи профсоюзу горняков Украины, требовавших погашения задолженности по зарплате и снижения тарифов на коммунальные услуги. Цель подобных акций — повышение узнаваемости и популярности Гражданского корпуса «Азова» и партии «национальный корпус» в обществе, расширение их социальной базы. Иными словами, «Азов» стремится выйти за узкие рамки националистического электората (за который, к тому же, ведется ожесточенная борьба с организациями-конкурентами – «Правый сектор» и др.), что говорит о стратегичности подхода его лидеров.
  • Организация рейдов против наркоторговцев в местах распространения наркотиков.

Работа с военными и спецслужбами:

  • Еще в период функционирования «Патриота Украины», по некоторым сведениям, налажены тесные контакты с военной разведкой (ГУР МО Украины) и СБУ, тренировки боевиков (так называемые «вышкилы») ПУ проводились с помощью офицеров-десантников и спецназа и включали в себя полный курс молодого бойца. Как итог — харьковские неонацисты оказались наиболее подготовленными боевиками добровольческих формирований для участия в боевых действиях.
  • Регулярное повышение боевой выучки и налаживании необходимых контактов с офицерами ВСУ и СБУ. А. Билецкий и его окружение негласно пропагандируют следующую идею: режим «внутренней оккупации» не вечен. Силовикам нужен свой человек во власти, а лучше — во главе государства. На роль такого человека и претендует «Белый вождь» Билецкий. Об успехе подобной работы, возможно, свидетельствует следующий факт: ряд генералов уровня командиров бригад срочно вышли в отпуск, чтобы не участвовать в разгоне акции протеста, анонсированной 21 ноября с.г. в Киеве «Азовом» и другими ультраправыми.
  • Налаживание контактов с представителями зарубежных (прежде всего, американских) спецслужб и офицеров коммандос из вооруженных сил стран НАТО, действующих на Украине, а также многочисленных наемников и волонтеров из неонацистских кругов Европы и стран Запада. Цель — создание и упрочнение зарубежных связей с прицелом на будущее.

Собственно политическая деятельность:

  • Действие в негласном союзе с министром внутренних дел А. Аваковым. Батальон/полк «Азов» в отличие от большинства других добровольческих формирований входит в организационное подчинение не министерства обороны и даже не СБУ, а является структурной единицей МВД. Сам Билецкий имеет звание полковника МВД. Это кажущееся противоречие, ведь МВД («менты») всегда пользовались презрением идейных неонацистов. С точки зрения идеологии лидер «Азова» нарушил чистоту рядов, подчинившись МВД. Однако в этом Билецкий лишь следует примеру своего кумира Адольфа Гитлера, ловко использовавших даже ресурсы врагов для достижения политических и иных целей. Полагаем, что представление о том, что Аваков использует «Азов» в своих политических целях — глубоко ошибочно. Напротив, это «Азов» использует временный и тактический союз с Аваковым (расово-этнически и идеологически чуждого персонажа) для решения важных промежуточных задач. Аваков столь же чуждая белым расистам и неонацистам фигура, что и Порошенко.
  • Организация Балто-Черноморского форума по вопросам безопасности, экономического, культурного и политического сотрудничества с широким кругом участников-стран Восточной Европы. «Азов» и его политическое крыло партия «национальный корпус» расширяют международные связи и постепенно продвигают реализацию старой идеи «Патриота Украины» о создании Центрально-Европейской конфедерации.
  • Подготовка и проведение политических акций протеста и манифестаций, последней из которых стала многотысячная процессия 21 ноября с.г. в центре Киева «Вопрос Петру Порошенко» (под эгидой «Национального корпуса»).

Таким образом, в деятельности «Азова» и его общественной и политических «дочек» мы видим широкий замах и концептуальный замысел, направленный не столько на сиюминутную конъюнктуру, сколько на более или менее отдаленное будущее. Отсюда повышенное внимание работе с детьми и молодежью, а также пристальное внимание идеологическим моментам. Подобная работа требует огромных и согласованных усилий и стратегического подхода. «Азов» – единственная сила украинского неонацизма, которая показала способность умело комбинировать боевые, общественно-политические и парламентские возможности, одновременно выстраивая сеть международных связей и пытаясь оседлать широкое протестное движение против режима Порошенко. При этом лидер этой комбинированной структуры Андрей Билецкий сознательно находится в тени более шумных и менее эффективных единомышленников-конкурентов (того же Д. Яроша, экс-главы «Правого сектора») и не спешит рвать партнерские (формально — вассальные) отношения с главой МВД А. Аваковым.

2

Эти идейные и организационные достоинства «Азова» и сети общественных и политических структур, созданных на его базе, а также харизматические качества «Белого вождя» А. Билецкого делают его привлекательным в глазах многих представителей радикальной молодежи в России. Отсюда феномен русских добровольцев в рядах батальона/полка «Азова», который до сего дня находил не адекватное и поверхностное объяснение в российских экспертных кругах и СМИ.

Один из авторов этой статьи ещё в 2010 году подготовил большую научную статью о феномене восточноукраинского (русскоязычного) украинского национализма, сделав вывод, что будущее украинского национализма (неонацизма) будет принадлежать именно этой генерации и разновидности. Статья была написана в надежде вызывать дискуссию и дать толчок научным и экспертным штудиям о современном украинском национализме. Увы, этого не произошло. Сегодня, спустя более чем 6 лет, актуальность этого феномена многократно возросла, а в среде  официальных российских украинистов по-прежнему не отдают себе отчета в необходимости его изучения, предпочитая и дальше заниматься «срыванием масок» и «навешиванием ярлыков». Как итог — географический ареал явления давно перекинулся с территории Украины в регионы России. Такова плата за научную леность и косность мышления.

Сведения об авторах:

Подсечин Александр Владимирович, соискатель Южного федерального университета.

Попов Эдуард Анатольевич, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института Русского зарубежья.

vespa